Алгоритм – точное предписание о порядке выполнения действий для получения решения по данной задаче и задачам, подобным данной

Исполнителем алгоритма может быть как человек (кулинарные рецепты, различные инструкции, алгоритмы математических вычислений), так и техническое устройство. Различные машины (компьютеры, промышленные роботы, современная бытовая техника) являются формальными исполнителями алгоритмов. От формального исполнителя не требуется понимание сущности решаемой задачи, но требуется точное выполнение последовательности команд.

Алгоритм можно записывать различными способами (словесное описание, графическое описание – блок схема, программа на одном из языков программирования и т.д.). Программа – это алгоритм, записанный на языке программирования.

Для создания алгоритма (программы) необходимо знать:

· полный набор исходных данных задачи (начальное состояние объекта);

· цель создания алгоритма (конечное состояние объекта);

· систему команд исполнителя (то есть набор команд, которые исполнитель понимает и может выполнить).

Полученный алгоритм (программа) должен обладать следующим набором свойств:

  • массовость (для всего класса однотипных задач)
  • дискретность (алгоритм разбит на отдельные шаги - команды);
  • однозначность (каждая команда определяет единственно возможное действие исполнителя);
  • понятность (все команды алгоритма входят в систему команд исполнителя);
  • результативност ь (исполнитель должен решить задачу за конечное число шагов).

Выше отмечалось, что один и тот же алгоритм может быть записан по-разному. Можно записывать алгоритм естественным языком. В таком виде мы используем рецепты, инструкции и т.п. Для записи алгоритмов, предназначенных формальным исполнителям, разработаны специальные языки программирования. Любой алгоритм можно описать графически в виде блок-схемы. Для этого разработана специальная система обозначений:

Обозначение Описание Примечания
Начало и конец алгоритма  
Ввод и вывод данных. Вывод данных иногда обозначают иначе:
Действие В вычислительных алгоритмах так обозначают присваивание
Развилка Развилка - компонент, необходимый для реализации ветвлений и циклов
Начало цикла с параметром  
Типовой процесс В программировании - процедуры или подпрограммы
Переходы между блоками  

Приведем пример описания алгоритма суммирования двух величин в виде блок-схемы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: