Инновация как организационная проблема. Социологическое обеспечение нововведений

Инновация — управление целенаправленными изменениями функционирования организации как системы.

Организации стремящиеся к стабильности не выживают. Наиболее адаптивные орг-ции, стремящиеся к инновациям, готовые к изменениям. Инновация – важнейшее свойство современной адаптивно организации.

Первое полное описание начал Йохан Шумпетер 1911г. Он впервые использовал понятие инновация, имея в виду изменения с целью использования новых товаров.

60-е гг. Дж. Брайт обращает внимание на книгу Шумпетера. Инновацион. политика становится перспективной не только в экономике, но ив социальной сфере.

Проблемами инноваций занимались: Валента, Санто, Никсон. Отечественные – Лапин, Пригожин.

Типология. Позволяет увидеть различия между нововведениями, проследить особенности их содержания, и выявить специфику. По технологичности: продуктивные (новые материалы, продукты) и процессные (новые методы организации производства, технологии). Типология Пригожина: по типу: материально-технические (техника, технология, материалы), социальные (экономические, организационно-управленческие, правовые, соц.-управл.). Соц.нововведения осущ. трудно, т.к. имеют тесную связь с общественными отношениями, деловой средой, орг.культурой, а эти сферы наиболее сложны, имеют большую сферу применения. Даже матер.инновации имеют соц.изменения. результат зависит от групповых и личных качеств пользователя. Соц.иннов.: не столь очевидна, результат позже; отсутствует стадия становления; вызывает особую активность, наиболее рискованна. С соц.иннов. связана патология: возможность перерождения общества в старую форму. По инновационному потенциалу: 1.Радикальные (новые технл., виды продукции), 2.Комбинаторные (использование различных сочетаний), 3.Модифицированные (адаптация базовых элементов). По особенностям механизма осущ.: единичны - диффузные, заверш.-незаверш., успешные –неуспешные. По объему: точечные, системные, стратегические. По назначению: направленные на: повыш.эффективности, повыш.управляемости, обогощение труда, повыш.качества продукции, сохранения здоровья.

Всякое нововведение вызывает напряжение.

Этапы: Жизненный цикл.: фиксация необходимых перемен на основе поступления информации из внешней среды, осознание потребности в изменениях, признание несостоятельности прежних норм., поиск новшества, проектирование, выявление реакции на предлагаемое нововведение, освоение (внедрение), тиражирование, устаревание.

Принципы: 1. Органической связи возникновения, разработки и реализации. 2.Плановой интеграции нововвед. с объектом на кот. она реализуется. 3.Активной поддержки участия руководства.

Принципы (Друкер): 1.Политика создающего будущего. 2.Принцип организованной ликвидации. 3.Пр.Планового совершенства. 4.Использование успеха. 5.Политика лидера должна быть нацелена на инновации.

Факторы успеха: 1.осознание предела. 2.Ориентация на практическое ризнание.

Проблемы реализации: Сопротивление – любые поступки работников, направленные на задержку, противодействие переменам. Формы сопротивления: жалобы, уменьшение интенсивности труда, неисполнение обязанностей, забастовки. Виды: логическое, психологическое, социальное.

Управление инновац.: 1.Осознание, 2.Знание этапов и пинципов, 3. Знание стратегии.

Риски: оправданные – неоправданные, слепой-рациональный, добровольный – вынужденный, тезнологич.- социальный, финанс – психологический.

Риски: Активные (поисковые – ошибка при выборе, реализационные – последствия внедрения) и Пассивные (антиинновационное поведение,отклонение от изменений)

Социологическое обеспечение организационных нововведений идет на всех этапах процесса, позволяет найти импульс перемен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: