Человечество в своей деятельности (научной, образовательной) постоянно созадет и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.
Модели позволяют в наглядной форме представить объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе геграфии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель - глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модли молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и т.д.
Модели играют черезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств. машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д.
|
|
Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модлировать можно:
- Объекты
- копии архитектурных сооружений
- модель атома водорода или солнечной системы
- глобус
- детские игрушки
- Явления
- модели физических явлений: грозовго разряда, магнитных сил
- геофизические модели: модель селевого потока, модель землятресения
- Процессы
- модель развития вселенной
- модели экономических процессов
- Поведение
При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его создании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом или решать задачу, преходит улицу или отправляется в поход - он непременно сначала представляет все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других существ на земле.
Один и тот же объект в различных ситуациях может описываться различными моделями.
С другой стороны разные объекты могут описываться одной моделью.
Модель
Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения моделей выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства. В процессе исследования аэродинамических качеств модли самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем - моделей электрических цепей - необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и так далее.
Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления.
Глобус -модель земного шара | Десткая игрушка - модель настоящего автомобиля | ||