Предмет, задачи, методы современной психологии. Методологические принципы

С выдержками из лекции.

Каждая наука является наукой, когда имеет предмет, объект и метод.

В качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. С помощью таких явлений, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.

Как наука психология была признана в 1879 году, в Лейпциге (Германия) открылась экспериментальная психология, открыл ее Вундт. Он показал, что в психологии можно использовать эксперимент. До этого психологи пользовались лишь наблюдением. Он организовал школу, экспериментальную лабораторию, где собрались исследователи: физиологи, философы, др.

Школы были организованы и в России.

Вундт – первый психолог. Он опубликовал все эксперименты за 40 лет исследований в своем 20-томнике.

Становление объекта психологии (по этапам):

1) В течение 2тыс.лет, до 17 века объект психологии – душа. Аристотель – душа это свойство тела, материалистическое понимание. Платон – душа нечто обособленное, всепоглощающее, лишь малая часть субстанции души поселяется в человеке, задача человека сохранить нравственную чистоту души – идеалистическое понимание.

2) С 17 века – до конца 19-начала 20 века – объектом психологии стало сознание. Меняется парадигма в связи с развитием науки: мир познаваем, религия отходит на второй план. Появляются ученые-исследователи. С развитием естественных наук меняется представление о человеке. Рене Декарт сделал множество открытий, в том числе и о человеке. Его ученики проповедовали такую идею: все подлежит сомнению. Все субъективно. Декарт: «Если я мыслю, значит, я существую» «Сомневаться можно во всем, кроме сомнения». Предположил, что только сознание определяет психологию духа человека. Невозможно отделиться от духовного начала. Появление Картегианского дуализма. Духовное действует на механическое начало в человеке. Новый метод: интраспекция – самонаблюдение. Изучали: Джеймс – сознание, мысли как логическая цепочка, изредка возникают мысли ниоткуда, интуитивное и логическое мышление, Бентгауз – процессы забывания, через 2 часа забывается 80% информации.

3) Конец 19 – начало 20 века - субъективность процесса интраспекции (сам себя человек изучать не может), нужен объективный метод. Появляется новый объект психологии – поведение. Появилось множество течений в психологии – ассоционизм, функционализм (функции мышления, памяти и т.п) и др. Объективным методом являлся бихевиоризм. Бихевиоризм развивался в Америке. Психология должна служить развитию капитала, управлять поведением человека, быть практически применимой. Появление лабораторий Вундта. Изучались способы поведения. Основная формула бихевиористов – стимул->реакция. Основоположник направления - Уотсон, Торндайк, Скиннер: эксперименты на животных и детях-сиротах. Создание на базе экспериментов тренингов: тренингов продаж, НЛП и т.п. В России бихевиоризм не был признан.

4) В 20 веке 50-е годы объект психологии – психика. Психика – свойство высокоорганизованной материи объективного отражения субъективной действительности. Механизмы, функции психики. Методы изучения: тестирование, опросники, социометрия. Греческий философ Гоклиниус в 1590 году вывел термин «психология». «Псюхи» – (греч.) душа, «логос» - учение. Миф о Психее. Христиан Вольф 1732г издание «Рациональная психология» - первое издание со словом «психология», термин получил признание в общественных массах. 1734г «Эмпирическая психология» эмпирическая - опытная. Германия.

Принципы и методологические принципы современной психологии:

1) Принцип детерминизма (обусловленность одних явлений другими)

2) единство сознания и деятельности (сознание образует внутреннее поле деятельности, его программу, мы ничего не делаем не осознавая)

3) принцип развития (психика количественно и качественно изменяется и развивается)

4) принцип личностного подхода (оценка любых психических явлений предполагает учет индивидуальных психологических особенностей)

Общая психология - базис всех остальных направлений.

Классификация психических явлений (на что делится общая психология):

1) Психические процессы:

- РегулятОрные (все, что регулирует поведение: внимание, воля)

- Познавательные (чувственные процессы – ощущения, восприятие, представления; и логические – мышление, воображение)

- Эмоции

- Интегративные психические процессы (память и речь)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: