Развитие исследований малой группы в отечественной традиции

О собственно социально-психологических исследованиях по проблематике малой группы в рамках советской психологической традиции можно говорить лишь начиная с 60-х годов. Часто совершаемые упоминания об исследованиях В.М. Бехтерева, А.С. Макаренко, А.С, Залужного являются натянутыми, т.к. они проводились отнюдь не в социально-психологическом контексте. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская (1991), опубликовавшие, по моему мнению, одну из самых серьезных работ по проблематике малой группы, изданных отечественными авторами, выделяют три периода в развитии исследований.

Первый этап (60-е годы) ознаменовался преимущественной эмпирической направленностью работ. Шло активное, правда, не всегда корректное, ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп, подвергался новому осмыслению предшествующий опыт исследований в области коллективообразования (А.С. Макаренко), начали формироваться исследовательские центры - первоначально в Ленинграде, а впоследствии в Москве, Минске и т.д. В эти годы зарождается белорусская школа в исследованиях малой группы, ассоциируемая, прежде всего, с работами Я.Л. Коломинского, ориентированная на развитие идей социометрического подхода Морено.

Второй этап в развитии исследований приходится на 70-е годы и ассоциируется, прежде всего, с двумя теоретическими конструкциями – стратометрической (140) и параметрической (159) концепциями коллектива. Являя собой достаточно искусственные конструкции, эти концепции сопровождались достаточно большой эмпирической базой. В данный период появились разделы, связанные с управленческой деятельностью (93; 145), межгрупповыми отношениями (3), экологией группы (95), социально-психологическим тренингом (128), групповой сплоченностью (111; 140) и психотерапией (98).

Третий период в развитии исследований по социально-психологической проблематике малой группы приходится на 90-е годы. Продолжая линию на одномерное использование марксистской методологии, исследования данного периода характеризуются и рядом публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству (см. 87; 138; 167), групповой интеграции (см. 57), социально-психологическому тренингу (см. 61; 128; 129), психологическому климату (см. 32), поведению личности в группе (см. 142), внутригрупповым (см. 20; 46; 105) и межгрупповым отношениям (см. 3; 4). Причем адресат большого числа исследований малых групп этого периода—сфера промышленного производства с многообразием проблем, возникающих в деятельности первичных производственных коллективов [см. 139; 146; 153; 155].

Другая значительная область приложения современных разработок отечественной групповой психологии—практика школьной жизни [см. 72; 119; 167], включая и непосредственно процесс решения учебных задач [см. 137; 143]. Правда, в последнем случае, имея в виду ситуацию учения, групповая деятельность рассматривается скорее в контексте проблем педагогической психологии.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на движение научной мысли. Причем следует отметить, что до сих пор работа такого рода в отечественной социальной психологии не проводилась, поэтому называемые нами подходы кому-то могут, показаться спорными, кто-то, вероятно, внесет в предлагаемую нами классификацию определенные уточнения либо предложит свою, отличную от нашей. Как бы то ни было, мы считаем создание такой классификации вполне оправданным, принимая во внимание, как значительный объем имеющихся работ, так и вполне очевидную разнородность исходных авторских позиций, лежащих в основе многих из них. При этом мы, естественно отдаем себе отчет в известной условности подобной классификации, тем более что о том же свидетельствуют и приводившиеся выше зарубежные данные.

Итак, на сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских подхода: деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическую концепцию и организационно-управленческий подход. Суть каждого из них состоит кратко в следующем.

Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов марксистской психологии—принципе деятельности, успешность реализации которого в общепсихологических исследованиях и в ряде частных психологических дисциплин, включая социальную психологию, общеизвестна. Вероятно, поэтому некоторые авторы небезосновательно называют его в качестве «конституирующего и объяснительного принципа построения социальной психологии как науки» (6. с. 6).

Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них, прежде всего, следует отметить уже упоминавшуюся выше стратометрическую концепцию групповой активности А. В. Петровского [140], наиболее разработанную на сегодня в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую недавно дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе [см. 142]. Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М. Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива [ 181] и разрабатываемую Г. М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов в совместной деятельности [см. 6]. Кроме того, идеи деятельностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции [см. 57] и эффективности [см. Ill], руководства и лидерства [см. 83], межгрупповых отношений [см. 4; 5].

Социометрическое направление. Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований: малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я. Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический 'контекст [см. 71]. Заметим, что последнее не имеет аналогов в западной социальной психологии, где применение социометрии как метода изучения межличностных отношений, по мнению самих зарубежных авторов [см. 231; 310], давно уже «отвязано» от какой-либо серьезной теории.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л. И. Уманский, в 60—70-е годы; разработавший оригинальную концепцию групповой активности: [см. 159]. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л. И. Уманскому); группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров [см. 158]. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных [см. 164], эмоциональных 1 [101] и динамических [см. 66] характеристик группы.

Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности [67; 135; 145: 146]. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е. С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер н в большинстве своем ориентированы на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: