Считается, что важнейшие положения теории маркетинга как самостоятельной науки были заложены американцем Сайресом Маккорником. Также вклад внесли Аткинсон, В. Скот и др. Можно выделить следующие концепции в эволюции маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга и маркетинга взаимодействия. В настоящее время - «маркетинговое управление или маркетинговая концепция управления» представляет собой долгосрочное планирование и прогнозирование, комплексное исследование рынка товаров, покупателей; использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта; ориентация на товары рыночной новизны; удовлетворение требований тщательно вычисленных покупателей. Современная концепция маркетинга - это ориентированная на потребителей, интегрировано - целевая философия фирмы.
Главная цель маркетинга - получение прибыли путем продажи товара или оказания услуг потребителю в соответствии с его потребностями; завоевания и удержания за собой доли рынка; создания благоприятного общественного мнения о предприятии и производимых им товаров. Специалисты выделяют следующие базовые принципы маркетинга :
§ нацеленность на достижение конечного практического результата производственно - сбытовой деятельности;
§ производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателя, рыночной ситуации, реальных возможностей предприятия;
§ ориентация производственно-сбытовой деятельности на наиболее полное удовлетворение спроса, потребностей покупателя (особенно потенциального);
§ целенаправленное активное воздействие на потребительский спрос, на покупателя, формирование покупательского спроса, формирование сегментов под создаваемый товар;
§ применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии (активно адаптироваться к покупателю - это тактика, а стратегия - доля рынка);
§ обеспечение долговременной результативности, прибыльности;
§ маркетинговое мышление должно охватить весь персонал фирмы от руководителя до рабочего;
§ творческий, новаторский, сбытовой подход к производственно - сбытовой деятельности;
§ компьютеризация маркетинговой деятельности.
Аналитическая функция:
1) изучение рынка как такового;
2) изучение потребителей;
3) изучение фирменной структуры;
4) изучение товара (товарной структуры);
5) анализ внутренней среды предприятия.
Производственная функция:
1) организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
2) организация материально-технического снабжения;
3) управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Сбытовая функция (функция продаж):
1) организация системы товародвижения;
2) организация сервиса;
3) организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
4) проведение целенаправленной товарной политики;
5) проведение целенаправленной ценовой политики.
Функция управления и контроля:
1) организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
2) информационное обеспечение управления маркетингом;
3) коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);
4) организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).






