Этиология общего недоразвития речи

Общее недоразвитие речи. Определение, история изучения.

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Теоретическое обоснование выделения ОНР было сформулировано в 60-е годы XX в. Это обоснование строится на позициях системного подхода к языку и речи. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени от отсутствия речи или ее лепетного состояния до развернутой, но с элементами фонетического или лексико-грамматического недоразвития. В качестве общих признаков ОНР отмечают: позднее начало развития речи или длительное застревание на ранних стадиях речевого развития. Скудный словарный запас, аграмматизмы и дефекты звукопроизносительной стороны речи.

Р.Е.Левина определила 3 уровня речевого развития в соответствии с которыми выделяется степень тяжести ОНР: ОНР I уровня речевого развития, ОНР II уровня речевого развития, ОНР III уровня речевого развития. Выделение данных уровней произошло в 60-е годы.

В конце 90-х – начале 2000-х годов снова появился интерес к изучению ОНР с учетом измен. категорий детей. Т.Б. Филичева выделила и описала ОНР IV уровня речевого развития, охарактеризовав его как неярко выраженное проявление ОНР. Авторы отмечают, что ОНР может наблюдаться при развличных формах речевой патологии, в тех случаях, когда одновременно нарушены разные компоненты речевой системы.

Для современного изучения ОНР характерно наличие разных подходов. Выделяют психолого-педагогический и клинический подходы к изучению.


Этиология общего недоразвития речи.

Причины ОНР могут быть различными, т.к. связаны с различными формами речевой патологии, механизм может быть различным. В диагностике, в процессе коррекционно-развивающего обучения нужно выявить характер ведущего нарушения, характер соотношения первичных и вторичных симптомов.

В случае если причиной является слабость акустико-гностических процессов, наблюдается снижение способности к восприятию речевых звуков при сохранном слухе. Результатом является недостаточное различение акустических признаков фонемы. Вторично страдает произношение и овладение звуко-слоговой структурой, нечеткое восприятие звуков, составляющих слова, сказывается и на овладении лексикой и грамматикой.

В случае если ОНР вызвано речедвигательными нарушениями, первичные симптомы связаны с нарушениями артикулирования, эти нарушения обусловлены органическим поражением ЦНС. Они могут проявляться паретическим или спастическим состоянием мышц лица, пирамидной, экстрапирамидной или мозжечковой недостаточностью. В зависимости от этого наблюдается и различная картина нарушений экспрессивной речи (различные формы дизартрии). Вторичными симптомами являются нарушения слухового восприятия звуков, их дифференцирования, что препятствует накоплению словаря, овладению звуко-слоговым составом слова, развитию лексико-грамматического строя речи.

ОНР также может быть вызвано отклонениями в зрительном восприятии. Первичным дефектом будут оптико-гностические нарушения. Нарушения зрительного гнозиса, проявляющиеся уже в доречевой период затрудняют накопление предметных обобщений, что препятствует нормальному развитию речи. Недостаточность представлений ведет к замедленному развитию понимания значений слов и к задержке восприятия речи окружающих.

При этом причинами ОНР могут быть неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды. Известно, что речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего – при нормальном созревании и функционировании ЦНС. Неблагоприятные факторы могут действовать во внутриутробном развитии, во время родов и в первые годы жизни ребенка. Например, неправильные условия формирования речи в семье, недостаточность речевого общения, неблагоприятные социальные условия и т.д.

Таким образом, практическому логопеду важно знать: что послужило причиной, на каком фоне возникло, как влияли на темп речевого развития неврологические нарушения, есть ли наследственная предрасположенность, было ли медикаментозное лечение у невропатолога, как влияли личностные особенности на речевое развитие. Учет этих данных поможет определить прогноз и динамику коррекции ОНР.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: