Клинические группы детей с ОНР. Неврологические и психопатологические симптомы, сопровождающие общее недоразвитие речи (по Е.М. Мастюковой)

Е.М. Мастюкова отмечает неоднородность выраженности клинической симптоматики у детей с ОНР. Выделены 3 группы:

1) неосложненный вариант ОНР – симптомы поражения ЦНС отсутствуют, в анамнезе нет указаний на патологию беременности и родов. Иногда может наблюдаться: частые простудные заболевания, соматическая ослабленность. Недоразвитие всех компонентов языка сопровождается незначительными неврологическими симптомами – нарушениями регуляции мышечного тонуса и др. Часто наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности.

2) осложненный вариант ОНР – наблюдается на фоне рассеянной органической симптоматики, речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических симптомов. Например, синдром повышенного внутричерепного давления, цереброастенический синдром, синдром двигательной расторможенности и дефицита внимания. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдаются нарушения сна, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, снижение аппетита, задержка психомоторного развития. В дошкольном возрасте дети не способны к длительной игровой деятельности, отличаются упрямством и негативизмом. Выражена моторная неловкость, которая приводит к трудностям в овладении рисованием, конструированием, лепкой. Повышенная истощаемость всех психических процессов. Для этой категории детей требуется диффер.диагностика от задержки речевого развития. Критериями является: познавательная активность ребенка, обучаемость, большая динамика развития вербальной и невербальной деятельности. К школьному возрасту дети с этим вариантом ОНР составляют группу риска по возникновению нарушений письма и чтения.

3) вариант стойкого и специфического недоразвития речи – обусловлено органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с алалией. Характерными признаками является выраженное недоразвитие всех сторон языковой системы. Типичными проявлениями являются: аграмматизмы, расстройство выбора слов, нарушения слоговой структуры. Для моторных алаликов: сниженная речевая активность, на этом фоне формируется компенсаторная форма общения с помощью мимики и жестов. Сложный симптомокомплекс оказывает негативное влияние не только на коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности и формирование личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: