Художественная культура в России в первой половине Х1Х в

Происходит постепенный отход от нормативной просветительской идеологии, когда мотивами героя был гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру. Обращение к исторической тематике. Основное направление в художественной культуре – романтизм (стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ).

Усиливается интерес к отечественному языку. Складывается новый литературный язык. В его становлении большую роль сыграл Карамзин. Принцип Карамзинистов «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Чтобы новый язык не набрался грубости простолюдинов, он стал прежде всего «языком салонов». Поэтому процесс формирования литературного языка нельзя считать законченным.

Литература. Возникновение романтизма следует связывать с деятельностью Жуковского. Происходит развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы «за угнетенную свободу человека». Важнейшая проблема национальной культуры – народность художественных произведений. Теперь народность все более определялась идейной позицией писателя.Позднее происходит переход от романтизма к реализму (Пушкин, Лермонтов, Гоголь). Творчество Пушкина – закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра 1 до декабристов. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом (в стихах). Творчество Лермонтова отразило трудное время – погибшие надежды и наступившее разочарование в обществе. Одним из самых реалистических произведений стали «Мертвые души». Открытие писателей натуралистической школы (Некрасов, Тургенев, Достоевский) – тема маленького человека.

Под пристальным вниманием литераторов была судьба крепостного крестьянина. Эту тему хорошо раскрыл в своих пьесах Островский.

Активизируется собирательная деятельность в области русского фольклёра.

Увеличивается число журналов.

1826 – цензурный устав (в народе его прозвали «чугунным»). Журналы «Отечественные записки», «Московитянин». Белинский.

Театр. 1803 год – введена монополия императорских театров, позволившая правительству влиять на репертуар. С 1825 года в Большом театре шли только балеты и оперы. Драма стала жить в Малом, построенном архитектором Бове. В Питере открыт в 1832 году Александровский театр. Московский Малый театр был более демократичным. Театры существовали и в некоторых других крупных городах.

Творчество актера Мочалова – расцвет романтизма. Пик карьеры – роль Гамлета.

Пьесы Грибоедова, Гоголя Островского утвердили на сцене реализм. Основоположником реализма на сцене стал актер Щепкин (играл очень жизненно)

Музыка. Музыка обращалась к мотивам 1812 года и патриотическим мотивам (Иван Сусанин – 1815). Героические, мажорные ноты. В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам.

Глинка – с ним связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Опера «Жизнь за царя» (1836г. – Иван Сусанин). Великосветской публике не понравилось – «кучерская музыка».

Даргомыжский – внимание к теме «маленького человека» (опера «Русалочка» 1856)

Архитектура. Первые десятилетия – Ампир.

Захаров – Адмиралтейство

Воронихин – Казанский собор

Росси – Михайловский дворец в Питере

Архитектура как синтез архитектуры и структуры. Московский Ампир более мягкий, интимный. Основные архитекторы – Бове (Театральная площадь, Александровский сад), Желярди (здание Московского универа после пожара 1812 года).

В 30-е годы на свену классицизму приходит русско-византийский стиль, явившийся воплощением официальных установок. Основной представитель этого направления – К.А.Тон (Храм Христа Спасителя, Большого Королевского дворца, Оружейной паоаты)

Живопись. Растущий интерес к жизни простых людей. Новое понимание внутреннего мира человека – романтический портрет. Яркий представитель романтизма – Кипренский.

Развитие романтизма и реализма означало перемены в академической живописи.

Брюллов(классицист» привнес в живопись новые романтические черты. «Последний день Помпеи» - выражен «трагический налет», «Всадница» (1832) – прекрасный парадный портрет.

Иванов – преобладание философского, религиозно-нравственного начала. Главная работа – «Явление Христа народу» (1827-1857)

Венецианов – бытовой жанр. Показал повседневную жизнь крестьян, их человеческое достоинство и красоту труда.

Тропинин – жанр портрета

Федотов – произвел фурор маленькими картинами. Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: