Образование и наука в России в первой половине Х1Х в

В сфере культуры борьба с революционными идеями. 1 путь репрессии. 2 – создание альтернативной идеологии. Новая идеология – теория официальной народности (ввел историк Пыпин). Основные принципы были заложены в «Манифесте о вступлении на престол» и «Донесении о выступлении декабристов»: самодержавие, православие, народность.

- причины выступления декабристов – пагубное воздействие идей (либеральных и революционных), заимствованных из Европы.

- основа народного мировоззрения – православие, единственная христианская религия, в которой вера и власть сливались воедино, в отличие от Запада. Православие=самодержавие (для крестьянина власть самодержца то же самое, что божественная).

2 причина выступления декабристов – дворянство перестало быть носителем русской культуры начиная с Петра I (сначала онемечено, затем офранцежено, затем обангличанено). Чтобы провести новую культуры, Н1 использовал все сферы культуры, в т.ч. и образование.

1828 – новый школьный устав. При А1 образование было бессословным, ступенчатым: школа, университет. Н1: каждому сословию должно соответствовать свое училище и своя образовательная программа (начальное – крестьяне, уездное, среднее, университет). Преемственности программ нет, снова сословное образование. Н1 исходил из прагматичного подхода: зачем крестьянину гимназическое образование? Число гимназий увеличилось. Доступ к образованию расширяется. Образовательная политика Н1 направлена на обедневшее дворянство. Государство будет контролировать образование и, соответственно, сознание.

1835 – новый университетский устав. Устав А1: либеральный, университетская автономия. Н1: автономия ограничена, ректора и декана утверждает чиновник. Упразднен университетский суд. Контроль над студентами. При этом полиции запрещалось переступать порог университета. Вводится философия. Расширяются дисциплины естествознания. Повышается влияние университетского диплома – рост университетского образования. Кафедры в университете стали замещаться русскими профессорами. Система подготовки докторов.

1828 – Технологический университет, готовил инженеров.

30 – высшее архитектурное училище.

32 – училище гражданских инженеров.

35 – межевой институт, специалисты геодезии.

35 – высшее училище правоведения.

1841 – Горы-Горецкое высшее земледельческое училище, готовило землемеров.

Открыт главный педагогический институт в СПб, военно-морская академия, расширяется сеть кадетских корпусов. Открывается Петербургская обсерватория (Пулковская) => Блядихин «Теория происхождения комет».

Естествознание. Идеи эволюционизма. Бэр и Горяйн «клеточная теория» - развитие клетки, клеточное строение мира. Павлов – заложил основы агрохимии.

Физика. Якоби «теория превращения электрической энергии в механическую». Петров – открытие электрической дуги.

Математика. Лобачевский – основатель неэвклидовой геометрии. Чебышев – мировое значение трудов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: