Количество. Не менее информативно и количество глав

Не менее информативно и количество глав.

Так, один купол говорит о посвящении храма единому Господу. Два завершения напоминают о двойственности природы Иисуса: божественной и человеческой. Три – символизируют единство Пресвятой Троицы. Четырехкупольные храмы могут олицетворять собой как четыре основных Евангелия, так и четыре стороны света. Пятиглавые соборы, обыкновенно, имеют целью выразить вечный союз Христа и апостолов-евангелистов, а также – показать превосходство Христа: один из куполов, центральный, непременно выше прочих. Семикупольные конструкции говорят о семи основных добродетелях, Вселенских Соборах или Таинствах, а девятикупольные символизируют небесный порядок, включающий в себя по девять чинов ангелов и праведников. Тринадцатиглавые соборы прославляют Иисуса Христа и двенадцать апостолов, в то время как двадцать пять глав указывают либо на двадцать пять видевших Апокалипсис пророков, либо на восхваление Богородицы. Наконец, храм, имеющий тридцать три купола, символизирует собой продолжительность земной жизни Спасителя.

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Билет №12.

1. Истоки архитектуры.

2. Литература как искусство слова.

3. Определить памятник искусства (назовите памятник, его автора, время и регион (страну) создания).

1.

Литература как искусство слова.

Язык художественной литературы несет в себе огромное эстетическое начало, поэтому автор художественного произведения определяет речевую норму, является творцом языка. Художественная речь вбирает в себя самые разные формы речевой деятельности. На протяжении многих веков язык художественной литературы определялся правилами риторики и ораторского искусства. Речь (в том числе и письменная) должна была быть убедительной, производящей впечатление; отсюда характерные речевые приемы - многочисленные повторы, «украшательства», эмоционально окрашенные слова, риторические(!) вопросы и т.п. Авторы соревновались в красноречии, стилистика определялась все более жесткими правилами, а сами литературные произведения часто наполнялись сакральным смыслом (особенно в Средневековье). В результате к XVII веку (эпоха классицизма) литература оказалась доступна и понятна довольно узкому кругу образованных людей. Разговорная речь связана с общением людей в их частной жизни, поэтому она проста и свободна от регламентации. В XIX – XX вв. литература в целом осознается писателями и учеными как своеобразная форма разговора автора с читателем, недаром обращение типа «мой любезный читатель» ассоциируется, прежде всего, именно с этой эпохой. Художественная речь нередко включает в себя также письменные формы внехудожественной речи (например, дневники или мемуары), она легко допускает отклонения от языковой нормы и осуществляет новации в сфере речевой деятельности (вспомним, хотя бы, словотворчество русских футуристов). Сегодня в художественных произведениях можно встретить самые современные формы речевой деятельности – смс-цитаты, отрывки из электронных писем и многое другое. Более того, часто смешиваются разные виды искусства: литература и живопись/архитектура (например, сам текст вписывается в определенную геометрическую фигуру), литература и музыка (к произведению указывается саундтрек – явление, несомненно, заимствованное из культуры живого журнала) и пр. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода). Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Среди тропов наиболее часто встречаются и используются: Эпиты, Сравнения, Метафоры. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение). Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю. Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Билет №13

1. Искусство византийской мозаики.

2. Шатровые и крестово-купольные храмы в русской архитектуре.

3. Определить памятник искусства (назовите памятник, его автора, время и регион (страну) создания).

1. Искусство византийской мозаики.

Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.
Византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна. Это купола, ниши и стены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.
Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик – смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

2) Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.

Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.

Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.

Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде. По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.

Любуясь красотой куполов православных храмов, многие из нас не задумываются о том, что они символизируют. А ведь количество куполов, их цвет и даже форма не бывают случайными.

История куполов началась очень давно. Технологически сложные и большие купола стали строить в Древнем Риме. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в начале II в. по Р.Х.

Купольная традиция пришла на Русь из Византии, и за тысячу лет автономного развития она обрела богатое символическое значение.

Купола занимают важное место в христианской архитектуре. Большинство православных церквей венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов.

Форма

Самая распространенная форма – шлемовидная. Это символ воинства, духовной брани, которую Церковь ведет со злом. А также очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру». Менее распространены формы: зонтичный купол и грушевидный.

Луковичный купол – разновидность купола, имеющего форму луковицы. Отличается большим диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.

В отношении даты возникновения первых луковичных куполов историки расходятся во мнениях, так как в древнерусском зодчестве, судя по иконам домонгольского периода, что-либо подобное отсутствовало. Изначально главенствовали так называемые шлемовидные купола, по форме напоминающие шлем русского богатыря. Предполагается, что луковичные купола получили массовую популярность только во времена правления Ивана Грозного, когда в честь взятия Казани был построен Покровский собор, в неизменном виде сохранившийся с шестнадцатого столетия. Некоторые исследователи считают этот элемент заимствованным у мусульманских народов, другие заключают, что луковичные главы развились из шатров древнерусской деревянной архитектуры (согласно этой теории главы имели скорее практическое значение, нежели религиозное, и возводи-лись с целью предотвращения скопления на крыше снега).

Изучением этой проблемы занимались многие ученые, большое историческое значение имеют труды академика Бориса Рыбакова, который в 1946 году, анализируя древние рукописи, пришел к выводу, что луковичные главы существовали на Руси еще в XIII веке. Археолог Николай Воронин согласился с его мнением, отметив, что луковичная форма применялась даже чаще шлемовидной. Сергей Заграевский, искусствовед современности, обнаружил упоминания о луковичных куполах в летописях XII века.

Вероятно, повсеместное распространение в православном строительстве обусловлено тем фактом, что такие купола похожи на зажженные свечи, широко используемые во время церковных служб.

Цвет

Цвет купола также способен поведать о многом. Яркая, даже разноцветная раскраска передает представления архитекторов о красоте Царства Небесного. Золоченые купола говорят о том, что храм посвящен Иисусу Христу либо одному из двунадесяти праздников. Звезды на синем фоне указывают на то, что церковь воздвигнута в честь Богородицы, зеленый же цвет символизирует Троицу. Зеленым же (или серебряным) обозначаются и купола храмов, посвященные кому-либо из святых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: