Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

Потребности — нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Можно выделить потребности:

· материальные — потребности в пище, одежде, жилище;

· социальные — необходимость общения, общественного признания;

· духовные — потребность в знаниях, творческой деятельности.

Наличие неудовлетворенных потребностей является источником активности, побуждает к тем или иным действиям.

Ресурсы — запасы, источники чего-нибудь: природные ресурсы, трудовые, информационные.

Природные ресурсы включают землю, полезные ископаемые, древесину и пр. растительные ресурсы, животных.

Трудовые ресурсы оцениваются в зависимости от количества трудоспособного населения, образования, квалификации.

Производственные ресурсы включают материальные блага, необходимые для производства (машины, оборудование, здания и сооружения, информационные факторы, опять же землю, сырьё).

Любые ресурсы ограниченны, то есть в конкретном месте и в конкретное время могут быть использованы в ограниченном объеме.

Не следует путать с понятием исчерпаемые (неисчерпаемые) природные ресурсы. Например, такой ресурс, как солнечный свет, относится к неисчерпаемым, но он, как и другие ресурсы, ограничен — может быть использован только в определенном объеме.

В процессе развития цивилизации, человек получал возможность производить все больше материальных благ на основе имеющихся природных и трудовых ресурсов. Так, переход к земледелию и скотоводству дал больше продуктов, чем собирательство и охота, что уменьшило зависимость человеческого общества от природных факторов. Индустриализация, научно-техническая революция дали еще бо́льшую возможность производства товаров.

В XIX веке были особенно популярны теории о возможности полного удовлетворения растущих потребностей человечества за счет роста производства. Это положение, на сегодня, называют несостоятельным, так как ничем не ограниченные потребности не могут быть удовлетворены при условии ограниченности ресурсов. Более того, установка на неограниченное потребление приводит к неравномерности распределения имеющихся материальных благ, когда ме́ньшая часть, — богатые, — потребляет избыточно, а бо́льшая часть трудящихся испытывает недостаток в самом необходимом.

В то же время, очень давно существуют философские теории, обосновывающие необходимость разумного ограничения потребностей личности. Так, за несколько веков до нашей эры, философы кинической школы, из которых Диоген широко известен своим аскетическим образом жизни, обосновали положение о сознательном ограничении «биологических» потребностей организма, что является необходимым условием духовного роста. Важно понимать, что зажиточный человек, при условии неограниченного потребления, теряет возможность духовного роста (удовлетворения духовных потребностей) и чувствует себя столь же несчастным, как и бедняки, которых он обобрал и лишил возможности удовлетворять потребности материальные.

Лев Толстой в своих работах по философии «О жизни» и др. разъясняет, что ограничение потребностей разумным сознанием человека — краеугольный камень учения Христа, если очистить это учение от искажений, привнесенных догматическими вероучениями (например, католицизмом).

Несколько сложнее для понимания тот важный момент, что ограничение потребностей личности не приводит к уменьшению, а, напротив, увеличивает наслаждение, получаемое от их удовлетворения. Как писал Джером К. Джером, автор бестселлера «Трое в одной лодке не считая собаки»: «настоящий голод и жажда сделают самую простую пищу для вас деликатесом. Вы пообедаете на славу, со вкусом, с аппетитом и встанете из-за стола, чувствуя прилив сил, бодрым и веселым»* — сравните эти слова с рекламой обжорства на телевидении (мезим и пр.)

Важной задачей остается такое использование ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при уменьшении затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: