Образное и знаковое в познании

Знаки

Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной деятельности. С их помощью осуществляются операции абстрагирования, обобщения и опосредования свойств и отношений предметов и явлений. Многие задачи, как наглядно-образные, так и абстрактно-логические, человек решает при помощи наглядных знаковых систем, которые обеспечивают связь символических процессов с сенсорными. Сигналы от внешних предметов или знаковых образований являются не только источником обобщения объективного опыта, но и источником бесконечно многообразных «подсказок», намеков в поисках других нужных идей или операций решения той или иной задачи.

Способность к символизации (знаковая функция) является одной из важнейших черт человеческой познавательной деятельности. Знак является средством и орудием познания объективной деятельности, но вместе с тем необходимо понять характер опосредованной связи знака и обозначаемого предмета в отражательной деятельности человеческого мозга. Суть этой связи состоит в том, что знаки являются носителями и средствами фиксации мысленных образов обозначаемых предметов. Знаки являются особым средством отвлеченной и обобщенной отражательной деятельности, осуществляемой в условиях коммуникации.

В последнее время в инженерной психологии высказывается мнение о том, что знак имеет не только информационную функцию, определяемую как его связь с обозначаемым объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, которая связана с воздействием знака на субъект. Структурирующая функция знаков способствует организации систем психических процессов в процессах приема и переработки информации. Тем самым знаки играют двоякую роль в деятельности человека: с одной стороны, они участвуют в управлении преобразованиями объекта, с другой стороны, организуют психическую, мыслительную деятельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда функционирует не изолированно, а лишь как элемент определенной знаковой системы.

На основе обобщения литературных данных и наших исследований можно определить шесть функций знаков и знаковых систем в деятельности человека:

сигнальную — как побуждение к деятельности: знак выступает в роли сигнала;

наглядно-образную — как опору для внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности (знаки-признаки, знаки-символы, иконические знаки);

информирующую — о состоянии и характеристиках обозначаемых предметов и явлений (кодовые знаки);

интегративную — объединение и уплотнение информации в знаке или ЗС за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем (сложенные знаки);

структурирующую — организующую и настраивающую систему приема и переработки знаковой информации;

коммуникативную — как средство организации данного общения.

Необходимость формировать системы приема и переработки знаковой информации является общей для всех видов деятельности и связана с развитием знаковой функции у человека.

Образ

В общегносеологическом смысле образ — любой дискретный (отдельный) элемент знания, несущий содержательную информацию о некотором классе объектов.

Идеальные познавательные образы:

1) чувственно-наглядные

образы восприятия

образы представления. Восприятие возникает в момент воздействия объекта на органы чувств, поэтому оно связано с конкретной ситуацией. Образы представления включают в себя образы памяти и воображения

2) рациональные (понятийные), недоступные органам чувств.

В представлении благодаря соединению образности (наглядности) и значения (смысла) воспроизводится обобщенное знание об отражаемых объектах, в котором в нерасчлененном единстве выступают чувственные и логические моменты. Образ в «снятом» виде включает в себя чувственное содержание и логическое, смысловое.

При переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется в сторону обобщения и схематизации. В процессе познания наглядные образы трансформируются в сторону отражения более значимых элементов и сторон явлений.

Соответствие образа и объекта: с одной стороны, образ идеален и поэтому субъективен по форме, т.е. по способу существования, с другой стороны, он сохраняет предметное содержание отражаемых объектов, т.е. является объективным по содержанию.

Для познающего субъекта система знаков важна не сама по себе, а лишь поскольку она является носительницей идеального содержания (смыслового значения). Это идеальное содержание, зафиксированное в знаковой системе и есть образ (или система образов). С. 35.

Функции наглядных образов в структуре познания:

познавательная (информативная), благодаря которой субъекту раскрываются свойства и структура предметов и процессов объективного мира.

функция регуляции (управления) деятельностью человека

При этом наглядные образы являются важной опорой абстрагирования и обобщения (эмпирическая функция);

могут частично брать на себя функции языка, становясь средством выражения отвлеченной мысли (идеографическая функция).

Интерпретационная: образы включаются в качестве элементов в содержательную интерпретацию формальных знаковых систем. 6) Эвристическая: средства получения новых знаний о мире



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: