В экономическом отношении Швейцария делилась на города с развитой промышленностью и торговлей - Цюрих, Берн, Женева, и на кантоны аграрные, так называемые «лесные». Деревенское население Швейцарии испытывало земельный голод. Недостаток земли в гористой местности вынуждал младших сыновей крестьян наниматься к соседним монархам на военную службу. Из децентрализованной Швейцарии папа и католические государи высасывали ее живую силу, цвет народа - молодых мужчин. Ежегодно в чужие страны уходило до 60 тыс. молодых швейцарцев.
Швейцарские города, возникшие у горных перевалов на торговых путях, связанных с Германией и Францией, разбогатели на посреднической торговле и с ее помощью развили собственную промышленность. Такие города, естественно, были заинтересованы в более прочном объединении страны и прекращении утечки из нее здорового самостоятельного населения. Они желали использовать людской и военный потенциал деревенских кантонов в своих интересах. Поколения отвыкали от труда, мирных занятий, отказывались от семейных очагов и возвращались развращенными, продажными, корыстолюбивыми.
|
|
Поскольку основными вербовщиками швейцарских наемников были католические государи, бюргерство предпочитало иметь в стране такую религию, которая бы оторвала ее от католического мира. Начавшаяся в Германии Реформация как раз отвечала этим устремлениям. Тем более что бюргеры, как и в Германии, желали дешевой церкви и укрепления политического единства, которому противостояли лесные кантоны с сильным духовенством в них.
Возглавил Реформацию в Швейцарии Ульрих Цвингли (1484 -1531). Будучи вященником в Цюрихе, он примерно в то же время, что и Лютер, в 1519 г., в возрасте 35 лет, выступил с проповедями против индульгенций, католической обрядности, постов и обетов безбрачия для духовенства, идолопоклонства, церковного и монастырского землевладения, громоздкости иерархического церковного aаппарата. Он пришел к этим выводам путем тщательного изучения писания.
Цюрих принял учение Цвингли. Сначала под влиянием его проповедей городские власти запретили продажу индульгенций. Затем монастырское имущество было подвергнуто секуляризации. В отличие от Германии, где большинство монастырей с их обширными землями было захвачено феодалами, сторонники Цвингли использовали их под приюты для бедных, больницы, школы. Значительная часть монастырских доходов была отдана на оплату проповедников, учителей, врачей. Затем власти города отменили мессу, почитание икон, безбрачие духовенства.
Эти реформы были начаты в Цюрихе в 1522 г. и продлились до 1531 г.
Чтобы распространить Реформацию на всю страну, Цвингли решил насильственно приобщить к ней лесные кантоны, и началась война. Первоначально Цюрих одерживал победы, но в 1531 г. сельские кантоны нанесли войскам Цвингли поражение, сам реформатор погиб.