Начало реформации в Швейцарии. Цвингли

В экономическом отношении Швейцария делилась на города с раз­витой промышленностью и торговлей - Цюрих, Берн, Женева, и на кан­тоны аграрные, так называемые «лесные». Деревенское население Швейцарии испытывало земельный голод. Недостаток земли в гористой местности вынуждал младших сыновей кре­стьян наниматься к соседним монархам на военную службу. Из децентрализованной Швейцарии папа и католические государи высасывали ее живую силу, цвет народа - молодых мужчин. Ежегодно в чужие страны уходило до 60 тыс. молодых швейцарцев.

Швейцарские города, возникшие у горных перевалов на торговых путях, связанных с Германией и Францией, разбогатели на посредни­ческой торговле и с ее помощью развили собственную промышленность. Такие города, естественно, были заинтересованы в более прочном объе­динении страны и прекращении утечки из нее здорового самостоятель­ного населения. Они желали использовать людской и военный потенци­ал деревенских кантонов в своих интересах. Поколения отвыкали от труда, мирных занятий, отказывались от семейных очагов и возвращались развращенными, продажными, ко­рыстолюбивыми.

Поскольку основными вербовщиками швейцарских наемников были католические государи, бюргерство предпочитало иметь в стране такую религию, которая бы оторвала ее от католического мира. Начавшаяся в Германии Реформация как раз отвечала этим устремлениям. Тем более что бюргеры, как и в Германии, желали дешевой церкви и укрепления политического единства, которому противостояли лесные кантоны с силь­ным духовенством в них.

Возглавил Реформацию в Швейцарии Ульрих Цвингли (1484 -1531). Будучи вященником в Цюрихе, он при­мерно в то же время, что и Лютер, в 1519 г., в возрасте 35 лет, выступил с проповедями против индульгенций, католической обрядно­сти, постов и обетов безбрачия для духовенства, идолопоклонства, церковного и монастырского землевладения, громоздкости иерархического церковного aаппарата. Он пришел к этим выводам путем тщательного изучения писания.

Цюрих принял учение Цвингли. Сначала под влиянием его пропове­дей городские власти запретили продажу индульгенций. Затем монас­тырское имущество было подвергнуто секуляризации. В отличие от Гер­мании, где большинство монастырей с их обширными землями было захвачено феодалами, сторонники Цвингли использовали их под при­юты для бедных, больницы, школы. Значительная часть монастырских доходов была отдана на оплату проповедников, учителей, врачей. Затем власти горо­да отменили мессу, почитание икон, безбрачие духовенства.

Эти реформы были начаты в Цюрихе в 1522 г. и продлились до 1531 г.

Чтобы распространить Реформацию на всю страну, Цвингли решил насильственно приобщить к ней лесные кантоны, и началась война. Первоначально Цюрих одерживал победы, но в 1531 г. сельские кантоны нанесли войскам Цвингли поражение, сам реформатор погиб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: