Реформа системы образования

В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Россия испытывала острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д. Усложнялось государственное управление, росли промышленность и торговля, появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало. Поэто­му основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить образование свободным людям из низших сословий, а затем привлечь их к государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать учебными программами и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых университетов и два привилегированных учебных заведения для дворян — Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась автономия, были выделены большие средства для создания низших звеньев образовательной системы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области просвещения также претерпела значительные изменения и оказалась в общем русле нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление цензуры, преобразование Министерства просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и ликвидация университетской автономии. Усилилась сословность образования: в гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские училища. В учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: