Между ребенком и взрослым разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно – деловое общение. Которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Ср-ва общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по на значению, совместные игры. Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деят-ти и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.
Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:
· инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
|
|
· предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
· доверчивость, открытость и эмоциональность отнош-я к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
· чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
· активное использование речи во взаимодействии.
В совместной деят-ти с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:
во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; во-вторых он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществляния действия; в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Ран. воз-ст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Билет № 21 предметная деят-ть как ведущая в раннем возрасте: этапы становления, роль взрослого значение для псих. разв-я. Предпосылки сюжетно – ролевой игры и других видов деят-ти в раннем возрасте.
ССР(СОЦ СИТ-Я РАЗВИТИЯ)в раннем возрасте определяется формулой:
«ребенок – ПРЕДМЕТ- взрослый». Ребенок заинтересован в овладении предметом (орудием). Но способы употребления предметов принадлежат взрослому. Из этого противоречия следует что ведущая деят-ть в этом возрасте – (совместная со взрослым ) предметно – орудийная.
|
|
Содержание ВД: освоение функций и общественно – вырабатываемых способов употребления орудий.
Орудийно-предметные действия — это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.
Предметно-орудийные действия усваиваются только в сотрудничестве и общении ребенка со взрослым. Взрослый выполняет в этом общении следующие функции: носителя образца способа действия; контроля, коррекции и оценки выполнения предметного действия; поощрения предметной деят-ти ребенка. Дело в том, что в начале овладения орудийным действием ребенок недостаточно успешен, поэтому важной функцией взрослого становится поощрение активных проб ребенка.
Этапы: 1)Первоначально предметная деят-ть осуществляется как тесно совместная (ребенок все делает вместе со взрослым), 2) потом -- совместно разделенная (взрослый демонстрирует образец действия, контролирует, оценивает и поощряет ребенка к новым пробам) и, 3)наконец, осуществляется как самостоятельная деят-ть ребенка (сам действует, сам себя контролирует и оценивает).
Д.Б. Эльконин указывал, что каждое предметное действие имеет две стороны - функционально-целевую, раскрывающую соц функцию, назначение предмета (ложкой - едят, расческой - причесываются, зонтом - укрываются от дождя) и операционно-техническую - способ действия с предметом, позволяющий реализовать его социальное назначение (чтобы рисовать карандашом, его надо определенным образом взять и соотнести с листом бумаги). То есть ребенок сначала усваивает функцию и только потом -- операционно-техническую сторону предметного действия.
I. Внутри ведущей предметной деят-ти начинают складываться новые виды деят-ти, достигающие развернутости в дошкольном детстве. Это игра, изобразительная деят-ть (рисование, лепка, конструирование), предпосылки бытовой деят-ти (самообслуживание).
Предметная игра – одна из ранних форм детей раннего возраста, представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.
Сначала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама). Следующие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов заместителей; воспроизведение увиденного на игрушках.
Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно-отобразителъную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия.
Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека(бреется бритвой и говорит «я папа»). Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы. Взрослый своими предложениями постепенно усложняет и вносит разнообразие в игру; обеспечивает материальную сторону игры: подбирает игрушки и материалы (посуду, мебель, лоскуты, одежду, инструменты и т.д.).
Другой новый вид деят-ти, складывающийся на основе предметной, — рисование, изобразительная деят-ть. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; наконец, изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деят-ть).
|
|
II. В ВД (предметно – орудийной деят-ти) формируются и перестраиваются частные психические процессы, для которых данный период сензитивен. Это сенсорика, наглядно-действенное мышление, речь.
Сенсорика (восприятие): ребенок познает различные внешние качества предметов. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со в7 разновидностями свойств – в7 цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Собственно зрительные действия складываются в процессе манипулирования предметами и направлены в первую очередь на такие свойства, как форма и величина. Для манипулирования цвет редко имеет значение, и поэтому цвет как особое свойство предметов выделяется позже. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки.