Рассмотрим основные виды юридической ответственности предпринимателей за нарушения в сфере руководства предпринимательской деятельностью

1. Административная ответственность. Основанием ее наступления служит совершение административного правонарушения - противоправного, виновного деяния физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ). КоАП РФ содержит главу, посвященную административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности (гл.14). Однако, административные правонарушения, совершаемые субъектами предпринимательской деятельности в сфере управления предпринимательством, не исчерпываются только этой главой, а предусмотрены и другими главами Кодекса.

Административная ответственность может применяться как к коллективным предпринимателям (юридическим лицам), так и к ИП. Причем лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наряду с руководителями и иными работниками организации, выполняющими организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организациях, несут ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом (ст.2.4 КоАП РФ). Так, административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц при совершении налоговых административных правонарушений, не применяется к ИП, которые в этом случае несут налоговую ответственность в соответствии с НК РФ (примеч. к ст.15.3 КоАП РФ).

Важно отметить, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч.3 ст.2.1 КоАП РФ).

Обязательным условием привлечения субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности является наличие вины. Причем юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). В отношении физических лиц используется психологическая трактовка вины и выделяются две ее формы: умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП РФ).

Установленными государством мерами административной ответственности служат административные наказания (ч.1 ст.3.1 КоАП РФ). К субъектам предпринимательской деятельности за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля в основном применяются следующие виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация, административное приостановление деятельности (ст.3.2 КоАП РФ) Они могут быть применены и к физическому, и к юридическому лицу, за исключением лишения специального права и дисквалификации, которые применяется только к физическим лицам. Причем административное наказание в виде лишения специального права, дисквалификации, административного приостановления деятельности может назначаться только судьей.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и налагается в пределах, предусмотренных санкцией статьи Особенной части Кодекса. Это наиболее распространенный вид административных наказаний.

Лишение специального права – это лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса (лишение права управления транспортным средством, права охоты и т.д.).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (нарушение законодательства об охране труда, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами и др.) Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях предпринимателей могут рассматриваться не только судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами (ст.22.1 КоАП РФ) (налоговые, таможенные органы; органы, осуществляющие государственный экологический контроль и т.д.).

2. Уголовная ответственность. Основанием ее наступления служит совершение преступления – виновного общественно опасного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания (ч.1 ст.14 УК РФ). УК РФ содержит главу, которая закрепляет систему преступлений против экономической деятельности (гл.22). Устанавливается уголовная ответственность за такие преступления в сфере управления предпринимательской деятельностью как незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, недопущение, ограничение или устранение конкуренции, налоговые преступления и т.д. Обязательным их признаком выступает, как правило, причинение крупного ущерба или извлечение дохода в крупном размере, что позволяет отграничить их от административных правонарушений.

В отличие от административной ответственности, уголовной ответственности подлежат только физические лица, в т.ч. ИП, лица, занимающие должности в органах управления коллективного предпринимателя (руководитель, главный бухгалтер т.д.).

Обязательным условием привлечения субъекта предпринимательской деятельности к уголовной ответственности является наличие вины в форме умысла или неосторожности (ст.5 УК РФ).

Мерой государственного принуждения, назначаемой по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления является наказание (ч.1 ст.43 УК РФ).

Виды наказаний перечислены в ст.44 УК РФ. При этом к субъектам предпринимательской деятельности за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля могут переменяться такие наказания как штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; лишение свободы на определенный срок.

Уголовные дела рассматриваются только в судебном порядке, четко регламентированном УПК РФ.

3. Налоговая ответственность. Основанием ее наступления служит совершение налогового правонарушения. Налоговое правонарушение - виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Налоговую ответственность несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. Это могут быть налогоплательщики, налоговые агенты, банки (гл.18), процессуальные лица (свидетели, эксперты, специалисты и т.д.).

Важно отметить, что налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст.108 НК РФ).

Обязательным условием привлечения к налоговой ответственности является вина правонарушителя. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст.110 НК РФ)..

Мерами налоговой ответственности служат налоговые санкции, которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главами 16 и 18 Кодекса (ст.114 НК РФ).

Штрафы налагаются налоговыми органами (внесудебный порядок) в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

К числу особых мер ответственности предпринимателей за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью можно назвать также такие предусмотренные российским законодательством меры как:

1. Принудительная ликвидация юридического лица. Согласно ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации юридического лица по данным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Пример: Закон о банках и банковской деятельности – Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным (ст.13 Закона).

2. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (см. ст.38 Закона о защите конкуренции).

3. Отзыв и приостановление действия лицензии: см. Закон о лицензировании отдельных видов деятельности и специальные нормативные акты (Закон о банках и банковской деятельности, Закон об организации страхового дела в РФ и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: