1. Лексический (словарный) запас русского языка постоянно изменяется: одни слова переходят в пассивный словарь, а затем и вовсе исчезают из языка, другие слова, напротив, появляются и начинают активно использоваться носителями языка. Например, в настоящее время в наш язык пришло большое количество иноязычных слов: ваучер, мэр,
дилер, брокер, дивиденды, шоп, брифинг и т. д. Однако основным источником пополнения словарного состава языка является не заимствование, а образование новых лексических единиц на базе родного языка, путем использования различных способов словообразования. В русском языке существуют следующие способы образования слов.
Суффиксальный: летать — летчик, воспитатель — воспитательница, разбрасывать — разбрасывании [э],
холодный — холодноватый.
2. Приставочный: плыть — приплыть, отплыть, выплыть; темно — затемно, сонный — бессонный, друг — недруг.
3. Приставочно-суффиксальный (к производящей основе прибавляются одновременно приставке и суффикс): борода — подбородок, кричать — раскричаться, усы — безусØый.
|
|
4. Бессуффиксный: переходить — переходØ, синий — синьØ, глухой — глушьØ, полететь —полетиØ
5. Сложение:
а) без соединительной гласной: плащ-палатка, диван-кровать, ракета-носитель',
б) с соединительной гласной: сухие фрукты —сух о фрукты, ремонт вагонов — вагон о ремонтный, фабрика птицы — птиц е фабрика,
в) сложение с суффиксацией: сено косить —сенокосилка, стог метать — стогометатель,Белое море — Беломо [р’аэ];
г) слияние слов на основе словосочетания: вечнозеленый, долгоиграющий,
д) слияние слов на основе предложения: перекати-поле.
6. Аббревиация — образование сложносокращенных слов. При этом могут объединяться:
а) начальные буквы (МГУ, МП ГУ),
б) звуки (вуз, ГАИ);
в) может сокращаться только первое слово (зарплата, Сбербанк);
г) могут сокращаться части двух слов (продмаг).
7. Слова также могут быть образованы путем перехода из одной части речи в другую:
прил. сущ.
Больной ребенок плакал. Больной тихо стонал.
дееприч. предлог
Он ушел, благодаря врача за помощь. Благодаря помощи врача ему стало легче.
8. Активно появляются новые слова в результате развития новых значений у существующих в языке уже длительное время слов (ракушка или хлебница для обозначения гаражей; дипломат — зимняя мужская шляпа из кроличьего пуха; ёж —оборонительное построение пешек на шахматной доске).
2. В художественных произведениях для усиления образно-выразительной речи авторы используют так называемые стилистические фигуры, среди которых есть анафора, или единоначатие, и эпифор а, или повторение концовки.
|
|
Анафора — это повторение отдельных слов или
оборотов в начале отрывков, из которых состоит
высказывание.
Ею нередко пользуются поэты:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем.
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
(М. Лермонтов)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все — весна.
(А Фет)
Пример анафоры в поэзии В. Берестова:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Если хочется пить, то колодец копай,
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
Эпифора — это повтор слов и выражений в конце стихотворных строк:
Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
Нищих, как ночь, сыновей.
(М. Цветаева)
Эпифору и анафору рассматривают как противоположные стилистические фигуры.
3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.