Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих 10 страница

Основные направления работы юридической службы, общие для правовой работы органов военного управления, воинских частей по защите прав и законных интересов военнослужащих и органов военного управления, следующие:

- участие в организации правовой работы в области защиты прав и законных интересов военнослужащих главным образом путем подготовки проектов нормативных актов - приказов, инструкций, постановлений, руководств и т.п., регламентирующих эту работу в органах военного управления, воинских частях;

- правовая экспертиза проектов нормативных правовых и иных актов, издаваемых военным управлением, воинскими частями в процессе правоохранительной деятельности;

- оказание правовой помощи структурным подразделениям, организациям общественности в процессе выполнения ими тех или иных мероприятий по защите прав и законных интересов органа военного управления, воинской части;

- анализ (участие в анализе) состояния правовой работы по защите прав и законных интересов военнослужащих, а также состояния воинской дисциплины и выработка предложений по ее укреплению, осуществление соответствующих мер по укреплению законности и правопорядка;

- разъяснение действующего законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов военнослужащих, органов военного управления, воинских частей, организация и осуществление правовой подготовки военнослужащих.

3. Полномочия юридической службы. Юридическая служба как подразделение органа военного управления, аппарата управления воинской части, выступает субъектом различных правоотношений, т.е. носителем различных прав и обязанностей. Пределы юридических возможностей устанавливаются объемом полномочий, которыми наделяется юридическая служба.

Под полномочиями юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации понимаются взятые в единстве ее права и обязанности по осуществлению правовой работы.

Должностные лица юридической службы имеют право:

- проверять состояние правовой работы в соответствующих органах военного управления, а также организацию деятельности подразделений юридической службы нижестоящих органов военного управления;

- получать от соответствующих должностных лиц в установленном порядке документы, справки, расчеты, договоры и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

- давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности органов военного управления;

- представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности виновных лиц;

- участвовать в заседаниях военных советов, служебных совещаниях, проводимых соответствующими командирами (начальниками).

Должностные лица юридической службы несут ответственность за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых ими проектов приказов, директив и других документов.

В случае несоответствия проектов действующим нормативным правовым актам начальники подразделений юридической службы, не визируя эти проекты, дают заключения с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов.

При обнаружении нарушений законности в деятельности органа военного управления или должностных лиц начальник подразделения юридической службы (должностное лицо) докладывает об этом соответствующему командиру (начальнику) для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

Командир (начальник), имеющий в своем непосредственном подчинении подразделение (должностное лицо) юридической службы, обязан:

- утвердить должностные обязанности начальника подразделения (должностного лица) юридической службы, разработанные в соответствии с Положением о юридической службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и с учетом особенностей и задач, решаемых органом военного управления;

- обеспечивать подразделение (должностное лицо) юридической службы материалами, техническими и другими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей и его служебной деятельности;

- рассматривать заключения, справки и доклады подразделения (должностного лица) юридической службы и принимать меры в пределах своих полномочий по устранению выявленных нарушений законности.

Правовая работа во многом зависит от инициативы, учета передового опыта, поэтому она требует постоянного, эффективного и своевременного методического руководства.

В настоящее время за юридической службой Вооруженных Сил закреплено право осуществлять методическое руководство правовой работой, анализ ее состояния.

Такое же право, но уже в масштабах видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, закреплено за соответствующими подразделениями юридической службы.

В современных условиях актуализируется роль помощника командира по правовой работе в предупреждении правонарушений среди личного состава воинских частей и подразделений.

На помощника командира полка по правовой работе возлагаются:

- проведение экспертизы проектов приказов командира полка;

- участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;

- участие по указанию командира полка в осуществлении защиты законных прав и интересов полка, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам их служебной деятельности;

- правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в полку;

- участие в организации и осуществлении изучения личным составом полка действующего законодательства и норм международного гуманитарного права;

- участие в проводимых командиром полка и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала полка;

- участие в работе внештатной юридической консультации гарнизона и др.

Помощник командира по правовой работе в сфере предупреждения правонарушений обладает преимуществом перед другими субъектами профилактической деятельности, состоящим в том, что может непосредственно влиять на причины и условия, способствующие совершению преступлений, других правонарушений.

В ходе проверок правовой работы в частях и подразделениях помощник командира по правовой работе в первую очередь должен обращать внимание на то, как осуществляется поддержание воинской дисциплины, уставного порядка в части, какая проводится работа по противодействию преступлениям и проступкам. При обнаружении недостатков в работе командиров частей, подразделений по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений он немедленно должен доложить непосредственному начальнику об этих недостатках и внести свои предложения по их устранению.

4. Организация и структура юридической службы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, решением министра обороны Российской Федерации осуществлены меры по укреплению юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 100 утверждено Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководство юридической службой Вооруженных Сил осуществляет начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Он является главным специалистом в Вооруженных Силах по правовым вопросам и подчиняется непосредственно министру обороны Российской Федерации. В зависимости от правового положения органа военного управления и его места в системе федерального органа исполнительной власти в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации система подразделений юридической службы включает в себя четыре уровня:

1) юридическая служба Российской Федерации;

2) юридические службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителей министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления, военных округов, флотов, старший юрисконсульт рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

3) старший юрисконсульт армии, флота, помощник командира корпуса, эскадры, дивизии и им равных по правовой работе, помощники начальников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, военных комиссариатов по правовой работе;

4) помощник командира бригады, полка, корабля 1 ранга по правовой работе, юрисконсульта учреждений, отделов, служб, комитетов, инспекций, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подразделение юридической службы является структурным подразделением в штате соответствующего органа военного управления и непосредственно подчинено (в том числе и отдельные должности) командиру (начальнику) данного органа.

Структура юридической службы определяется штатами, утверждаемыми Генеральным штабом.

Деятельность подразделений и должностных лиц юридической службы основывается на принципах законности; централизации руководства юридической службой; единоначалия; соответствия структуры подразделений юридической службы организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, возлагаемым на них задачам, законодательству и экономическим возможностям; соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

При централизованном управлении действующее законодательство предусматривает следующие формы подчиненности: непосредственное, прямое и подчинение по специальным вопросам (в специальном отношении). На основании Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации начальники юридических служб, старшие юрисконсульты и помощники по правовой работе находятся в непосредственном подчинении командира (начальника) органа военного управления. Например, начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации подчиняется непосредственно министру обороны Российской Федерации, в то же время юрисконсульты подразделений юридической службы находятся в прямом подчинении указанных командиров (начальников).

Что же касается подчинения в специальном отношении, то оно проявляется в структуре юридической службы и ее месте в системе органов военного управления.

Так, начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет руководство юридической службой по специальным, отнесенным к его ведению вопросам. Начальник юридической службы вида Вооруженных Сил Российской Федерации по специальным вопросам руководствуется указаниями начальника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а старший юрисконсульт армии (флотилии) - соответственно указаниями начальников подразделений юридических служб вышестоящих органов военного управления.

Кроме того, назначение на должность в юридическую службу и переназначение производятся с учетом мнения начальника вышестоящего подразделения юридической службы, а по категориям должностей - от помощника командира соединения по правовой работе, им равным и выше - по согласованию с начальником Управления делами Министерства обороны - начальником Управления делами - начальником юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Соответствующие обязанности по организации деятельности подразделений (должностных лиц) юридической службы вышеназванным Положением возлагаются на командиров и начальников.

Переподчинять военнослужащих и лиц гражданского персонала подразделений юридической службы другим должностным лицам, а также возлагать на них обязанности, не предусмотренные указанным Положением, запрещается.

Целостность юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивается наличием:

- в видах Вооруженных Сил, родах войск, военных округах (флотах), в главных и центральных управлениях Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил - юридических служб;

- в армиях (флотилиях) - старших юрисконсультов;

- в корпусах (эскадрах) дивизиях, бригадах, полках - помощников командиров по правовой работе;

- в военных академиях - помощников начальников академий по правовой работе - старших преподавателей (преподавателей) правовых дисциплин;

- в военных училищах - помощников начальников училищ по правовой работе - старших преподавателей.

Подразделения юридической службы являются самостоятельными структурными подразделениями органов военного управления, в штате которых они состоят, и создаются для ведения правовой работы, обеспечения законности нормотворческой и правоприменительной деятельности в этих органах военного управления, оказания им правовой помощи, защиты их прав и законных интересов.

Самостоятельность является важным признаком, характеризующим подразделения юридической службы, и заключается в следующем:

- подразделение юридической службы подчинено непосредственно командиру (начальнику) того органа военного управления, в штате которого оно состоит, и переподчинять его другим должностным лицам запрещается;

- подразделение юридической службы самостоятельно планирует свою работу и утверждает планы основных мероприятий непосредственно у руководителя того органа военного управления, в штате которого оно состоит;

- подразделение юридической службы свободно в принятии решения по вопросам, относящимся к его ведению, и руководствуется при этом исключительно действующим законодательством;

- подразделение юридической службы самостоятельно отчитывается непосредственно перед руководителем военной организации, в штате которой оно состоит, о ведении и состоянии правовой работы в этой организации.

Другим важным признаком подразделений юридической службы является то, что они являются структурными, т.е. организационно входят в структуру органа управления и находятся во взаимодействии и определенной связи с другими элементами (подразделениями) этой структуры. При этом следует отметить, что подразделение юридической службы является одновременно элементом двух системных иерархических структур, а именно, с одной стороны, оно входит в состав органа военного управления, руководителю которого непосредственно и подчиняется, а с другой стороны, является подразделением системы юридической службы Вооруженных Сил и подчиняется по специальным, относящимся к его ведению, вопросам подразделениям юридической службы вышестоящих органов военного управления.

Должностные лица подразделений юридической службы в соответствии с нормами международного гуманитарного права являются юридическими советниками по вопросам его применения, участвуют в правовом обеспечении планирования боевых действий и обеспечивают законность принимаемых командованием решений и действий.

Контрольные вопросы

1. Назовите правовые основы функционирования военных судов в Российской Федерации.

2. Какие существуют типы организации правосудия в отношении военнослужащих в мире?

3. Какие дела относятся к подсудности военных судов в России?

4. Каковы конституционные и законодательные основы деятельности органов прокуратуры в современной России?

5. Структура органов прокуратуры Российской Федерации и органов военной прокуратуры.

6. Каковы основные направления деятельности органов военной прокуратуры?

7. Каковы полномочия военных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов, в том числе в области защиты прав человека?

8. Перечислите полномочия военных прокуроров при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания.

9. Предназначение юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

10. Структура юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

11. Функции и полномочия юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: