Здесь можно сказать о политике перехода к «военному коммунизму», так как реальное функционирование основывалось на нем.
Политика «военного коммунизма»:
1. Национализация промышленности
2. Введение всеобщей трудовой повинности
3. Продразверстка на основные с/х продукты
4. Запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу
5. Запрещение аренды земли и наемного труда с/х
6. Попытка введение прямого продуктообмена между городом и деревней
7. Натурализация и уравнительность в заработной плате и бесплатность государственных услуг
Последствия
1. Тяжелый экономический и социальный кризис
2. Массовое крестьянское восстание
3. Громоздкость административной системы.
(недостаток гибкости и мобильности
централизация пожирает время и губит инициативу)
4. Отсутствие внутренних стимулов.
(репрессии и материальное стимулирование как внешние стимулы)
5. Бюрократизация: чиновники прибирают власть.
(административный торг по Кордонскому, Найшулю и Гайдару)
|
|
6. Товарный дефицит.
(мягкие бюджетные ограничения по Я. Корнаи
дефицит на потребительском рынке и подрыв трудовых мотиваций)
7. Неизбежность низкого качества и техническое отставание. Структурные деформации.
8. Теневая экономика.
Все вышеперечисленные причины являются основание перехода к Новой Экономической Политике (НЭП)
60. Оживление экономики после кризиса 1998 года: восстановительный рост.
Экономическое положение российской экономики сегодня значительно более устойчиво, чем это было до кризиса. Российский кризис 17 августа 1998 г. фактически представлял собой экономическое возрождение страны, и несмотря на массу негативных последствий, с государственной точки зрения он был полезен. Действительно, вместо того, чтобы привести к социальным потрясениям, как того многие боялись, кризис помог от разделения общества по отношению к ряду реформ прийти к примиряющему согласию. Беглый взгляд на макроэкономические показатели 1992—1998 и 1999—2003 гг. показывает, что год 1998й был очевидным поворотным пунктом. Приведенные в таблице данные служат прекрасной иллюстрацией произошедших перемен. Стоит отметить, что за первые шесть переходных лет финансовый дефицит составлял в среднем 8,1% ВВП, в то время как в прошедшие пять лет активное сальдо в среднем составляло 1,4% (несмотря на дефицит бюджета в 1999 г.). Еще более ярким примером является контраст ВВП: в течение 1992—1998 гг. экономика сократилась на 39,5% и составляла 60,5% от уровня 1991 г.; в течение 1999—2003 гг. ВВП увеличился на 35,6% и ожидается, что его объем в конце 2003 г. составит 82% уровня 1991 г.
В дополнение к девальвации, которая открыла огромные возможности для импортозамещения, в начале 1999 г. страны ОПЕК согласовали ограничения по добыче нефти, которые закончились скачком цен на нефть (с 1999 г. цена нефти Urals составляла в среднем 23,9 долл./брр., в то время как в 1992—1998 гг. она была около 16 долл./брр.). Доминирование нефтяного сектора в российской экономике означало, что выгоды были значительными и немедленными.
|
|
Во-вторых, Россия извлекла выгоду из пессимистической мировой конъюнктуры, что положительно выделило ее на фоне развивающихся и развитых рынков и привело к росту инвестиций и сокращению оттока капитала.