Распределение жилого фонда по категориям собственности в скандинавских странах.
Страна | Виды собственности | |||||
Индивид. д/х | Коллективная собственность | Частные прибыльные компании | Обществ. сектор, наем | Муницип. сектор или соц. наем | Другие | |
Дания | ||||||
Норвегия | - | |||||
Швеция | ||||||
Финляндия | - | |||||
Исландия | - |
В Норвегии значительную помощь в вопросе управления жилищным фондом оказывает Жилищный банк Норвегии (Хюсбанкен). Активную позицию занимают и сами жильцы: они успешно распоряжаются и управляют своей недвижимостью. Собственники жилья не всегда заинтересованы в совместной работе по уборке придомовой территории, но чтобы обязать жильцов этим заниматься, введено правило: кто не вышел на общественные работы — тот платит за свое отсутствие.
Структура собственности на жилье и расселения домохозяйств в США:
Собственники жилья | 55% | 62% | 63% | 66% | 64% | 66% |
Арендаторы | 45% | 38% | 37% | 34% | 36% | 34% |
Арендаторы в домах публичной собственности | - | 0,9% | 1,4% | 1,5% | 2,6% | 1,8% |
Прочие арендаторы, получающие субсидии | - | - | 0,2% | 2,3% | 2,8% | 4,2% |
В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Главным управленцем в жилищном хозяйстве является: Министерство жилищного строительства и городского развития США — федеральный исполнительный департамент, который отвечает за управление программами жилищного строительства и развития городского хозяйства; образовано в 1965 году.
В США 400 городов, регулирующих тарифы на жилищные услуги. Всё остальное — рынок
|
|
Структура собственности на жилье в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-1994 гг. (%)
Страна | Гос. и муницип. собственность | Частная аренда | Собственное жилье | Другое | ||||
Чехия | 29,6 | 27,6 | 0,9 | 4,7 | 40,3 | 42,2 | 29,2 | 25,5 |
Венгрия | 0,5 | 77,5 | ||||||
Польша | 29,7 | 25,4 | 5,2 | 5,2 | 40,2 | 41,7 | 24,9 | 27,7 |
Словакия | 27,3 | 0,5 | 50,2 | 51,6 | 22,5 | 21,9 | ||
Словения | 31,2 | 8,9 | 3,4 | 65,4 | 87,7 | |||
Всего центр. Европа | 28,2 | 23,1 | 3,9 | 48,5 | 20,3 | |||
Албания | 35,4 | 64,6 | ||||||
Болгария | 6,6 | 6,8 | 1,5 | 3,2 | 91,7 | 89,7 | 0,2 | 0,3 |
Хорватия | 25,5 | 10,5 | 3,7 | 69,6 | 84,5 | 1,9 | 1,2 | |
Румыния | 21,1 | 7,8 | 76,1 | 88,9 | 1,8 | 0,4 | ||
Всего Юго-Вост. Европа | 18,7 | 7,6 | 1,1 | 3,1 | 78,7 | 89,1 | 1,7 | 0,5 |
Всего | 18,6 | 2,1 | 3,8 | 64,2 | 14,9 | 13,4 |
Сначала в Восточной Европе (такие как Польша, Румыния и т.д.) попытались применить западную модель приватизации, продавая на аукционах гос. имущество, но они принесли куда меньше, чем планировалось. В польше пришли к тому, что эта модель работает, но ей нужно время, и медленная приватизация западного типа дала плоды лишь в 1996-1997 годах.
|
|
В Польше важную роль в росте частного сектора играла не приватизация прежних госпредприятий, а создание новых изначально частных компаний. В Польше в 1994–1997гг. около миллиона человек получили работу в новом частном секторе, а в 1998 г. малый и средний бизнес обеспечивал третью часть ВВП и примерно 60% рабочих мест. Сходные явления имели место в Словении, Хорватии, Венгрии, Литве**. Ясно, что при этом приватизация старых неэффективных госпредприятий не является столь актуальной, да и политический конфликт внутри элит в этих странах не был столь острым. В России все обстояло не так.
С 2001 года существует ИВО – Инициатива «Жилищное хозяйство в Восточной Европе» является объединением частных и государственных партнеров, цель которых – содействие развитию жилищного хозяйства и строительного сектора в Восточной Европе на началах рыночной экономики и экологической целесообразности.