Реформа ЖКХ и политика доходов

В кризис 1998 года люди страдали из-за потери доходов, работы, уверенности. Жильё, которое было у них, было их опорой. Решение правительства заключалось в том, что тарифы не повышаем или повышаем по минимальности, чтобы граждане могли укладываться. А потом организации стали пользоваться своим монопольным предложением. Так например тарифы ЖКХ с 1997 года по 2006 выросли в 13,7 раза, что в 2 раза превосходит рост инфляции и номинального располагаемого дохода.

Доля расходов на ЖКХ в бюджете д/х в России сейчас меньше чем во многих развитых странах, но это разница будет быстро сокращаться.

Тарифы ЖКХ регулируются директивно, при этом федеральный центр начал регулировать ЖКХ только с 2005 года.

Европейская норма для работы, чтобы накопить квартиру, если ничего не тратить, — 3–5 лет. В России — 16 лет, если сберегать 30 %, и 5,3 года, если вообще не есть. При этом у нас средняя площадь равна 54 квадратным метрам, но это только для молодожёнов без ребёнка.

Ставки процентов по ипотеке сейчас в 2 раза больше потребительской инфляции.

К 2018 году запланировано, что стоимость жилья снизиться на 20%, но если мы попытаемся вторгнуться на уже существующий рынок и попытаемся сломать сговор, который есть в регионах, сломать монополию на элитное жильё, то мы потерпим крах. Если мы хотим более дешёвое жильё создать, то бессмысленно вторгаться. Надо создать рынок жилья эконом-класса. Это попроще, но со всеми европейскими удобствами, просто строим из дешёвых материалов, но людям трудно доказать, что дешёвое жильё — это реалия.

Билет 25

План действий правительства Гайдара

Ядро группы единомышлинников ("команды Гайдара") составляли Александр Шохин, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.
В конце ноября 1991 г. Гайдар изложил план первоочередных действий Российского правительства по стабилизации экономического положения: стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе, "отпуская" цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики. При этом Гайдар выразил надежду, что в результате проводимых правительством мероприятий к концу года рост цен замедлится до нескольких процентов в месяц, курс рубля стабилизируется, возникнут "объективные предпосылки" для притока в экономику России иностранных инвестиций.
Однако приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 г. Либерализация цен сразу привела к заметному ухудшению материального положени населения. В средствах массовой информации стали появляться призывы к смещению правительства, поддержанные некоторыми видными политическими деятелями (включая вице-президента Александра Руцкого и Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова).

Дополнительно инф-ия из учебника:
Когда затем в ноябре 1991 г. в Правительство России вошел Е.Т. Гайдар, он как бы демонстративно игнорировал призывы к тому, чтобы представить программу: дескать, уже напрограммировали достаточно. Начиная с сентября команда Гайдара в Архангельском, работавшая на 15-й даче (команда "500 дней" работала там же на 6-й даче), готовила сразу тексты указов, законов, постановлений. Кроме них было только два кратких документа: "Стратегия России в переходный период" и "Ближайшие экономические перспективы России".

Как пишут сами авторы этих документов, программа Гайдара даже по форме принципиально отличалась от других: она была «не гладким единым текстом, как бы предназначенным для издания книжечкой и вдумчивого неторопливого чтения, а набором отдельных документов (важнейшим из которых был концептуальный материал «Стратегия России в переходный период»), законопроектов, инструкций, расчетов и пояснительных записок к ним»*.
* Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998. С. 80–81.

Первый названный документ был скорее не программой реформ, а программой национальной государственности России. Она определяла курс на экономическую независимость России при "мягком" политическом союзе. Это было нечто принципиально отличное от идеи экономического союза.
Второй документ по сути констатировал, что экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство от рухнувшей экономики Советского Союза:
• инфляционного (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках);
• платежного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны);
• системного (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки)*.
* Экономика переходного периода. С. 101–102.

Тем не менее, когда к лету 1992 г. была подготовлена с активным участием Гайдара Программа углубления экономических реформ, он с удовлетворением прихлопнул ладонью по толстому тому: теперь никто не скажет, что у нас нет программы.
Но это было уже другое время. Рыночные реформы осуществлялись полным ходом.
Таким образом, формирование программы реформ по сути завершилось составлением нескольких независимо разработанных вариантов (мартовская (1990 г.) программа Рыжкова, D-day, "500 дней"), каждый из которых признавал неизбежность в сложившихся условиях шоковой терапии, big bang, или радикального варианта. Его-то и реализовал Гайдар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: