Теории монопольного доминирования. Монополия, естественная монополия, олигополия, ценовая дискриминация

Рассмотрим рынок без К. Он может быть представлен в виде монополии или монопсонии.

Монополия – это рынок одного производ-ля, который влияет на рыноч. цену продаваемого товара и одновременно на рыноч. цену приобретаемых ресурсов, контролируя всю или большую часть пр-ва и реализации товара.

Монопсония – это рынок одного покупателя (напр., рынок аккумуляторов для автомобилей, приобретаемых только автомобильным предприятием).

Различают монопсонию чистую – в масштабах отрасли, и абсолютную – в масштабе нац. хоз-ва.

Сущ-ет большое количество видов М. 3 осн. вида:

а) закрытая (защищена от К с помощью юридич. огранич-й: лицензия, авторское право, товарные знаки, патент).

На практике лишь немногие М явл-ся абсолютно закрытыми, в реальн. эк-ке сущ-ет вероятность появл-я товаров-субститутов, возможность отмены юридич. барьеров, обеспеч-х присвоение чист. экон. прибыли.

б) естествен. (отрасль, в которой долгосроч. сред. изд-ки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, минимальный эф-ый масштаб пр-ва товара близок к тому кол-ву, на который рынок предъявляет спрос по цене, достаточной для покрытия изд-к пр-ва).

в) открытая (ситуация, когда одна фирма, по крайней мере на некоторое время, станов-ся единственным поставщиком продукта, не обладая никакой защитой от конкуренции).

Различают:

- простую М;

- М, применяющую ценовую дискриминацию

Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же продукта, не оправданная никакими различиями в изд-ах.

Условия, необх. для ценовой дискриминации:

1) Дальнейшая перепродажа купленной продукции для потребителя трудна или невозможна.

2) Продавец должен быть в состоянии дифференцировать покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на товар, в соответствии с возможностями и готовностью покупателей платить.

Если эти условия выполняются, то монополист делит рынок на сегменты и продает в каждой из них такое количество своей продукции, которое максимизирует его прибыль.

Олигополия – это рыноч. стр-ра, при которой в реализации какого-либо товара доминирует небольшое число продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно (обратная олигополии ситуация – это олигопсония – несколько покупателей сталкив-ся с многими продавцами, частный случай – дуополия – монополия двоих).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: