Ритмы инь–ян. Вечное возвращение

Идея цикличности, вечного возвращения – еще одна созвучная синергетике идея Востока. В индийских Ведах и в буддизме это сансара – повторяющийся цикл рождения и смерти, связанный с изменением позиции человека в иерархической структуре универсума, а также ритмы смены режимов существования инь–ян. Образ вечного возвращения не означает абсолютного повторения, полного замыкания цикла. Согласно буддийскому миросозерцанию, карма есть «содеянное», «сумма деяний», закономерные последствия любых проявлений человека в этом мире. Предполагается, что карма имеет тенденцию накапливаться, суммироваться. Всякий раз имеет место возвращение со своей кармой, со всем «накопленным бременем зла», которое «надлежит искупить». Буддийское представление о карме сближается с учениями о возмездии в других религиях. Если удается снять это бремя грехов, освободиться от уз материального бытия, то совершается переход от страдальческого бытия в этом мире к блаженству в ином.

Синергетика и журналистика:

Современная постнеклассическая картина мира побуждает журналистов по-новому подойти к проблеме освещения социальных явлений и процессов. Известный русский философ и публицист А.С. Панарин еще в ХХ веке предупреждал, что «многие роковые неудачи и трагедии в прошлом были связаны именно с тем, что реформаторы действовали так, будто находятся на эскалаторе гарантированной истории: с каждой новой ступенью плохие события становятся все менее вероятными, хорошие – все более вероятными»1.

Для формирования конкретных стратегических целей совершенствования общества и поиска соответствующих путей и способов их достижения необходимо четко представить журналистику как совокупность взаимосвязанных моделей самых различных социальных систем: информационно-аналитических, просветительско-образовательных, развлекательных, социально-экономических, общественно-политических и др. При этом важно учитывать, что современная журналистика под влиянием нового научного направления (синергетического) постепенно меняет общие очертания мышления и мирового понимания глобальных процессов, происходящих в мировом информационном пространстве. Уже сегодня можно говорить о методологическом синтезе в рамках постнеклассической картины мира. Еще вчера это были не совместимые понятия и принципы, но сегодня синергетика приближает нас к формированию нового целостного образа мира, мира сотканного из чередований и взаимопереходов, хаоса и порядка, организации и дезорганизации, равновесия и неравновесности, необходимости и случайности, динамизма и гомеостаза2.

Конечно, было бы чрезвычайным упрощением считать, что новое синергетическое научное направление автоматически отвергает прежний опыт ученых. Да и открываемые синергетикой законы самоорганизации мира также не могут механически быть перенесены в сферу социального познания. Но стимулировать творческий и эвристический подход, дать понимание о нелинейности и неравновесности, открытости сложных самоорганизующихся систем, связанных с социальным познанием. Ученые считают, что синергетические модели дают возможность прояснить тот или иной аспект социальной жизни в зависимости от конкретных задач исследования3.

Для журналистики сегодня важен вопрос обоснования идеи методологического соответствия синергетической и постмодернистской программ. Постмодернистская методология анализа социальных явлений – это некий вариант экстремизма, своего рода интеллектуальная мода. Картина социального мира, которую он представляет, выступает как разорванная на «множество плохо совместимых, наплывающих друг на друга фрагментов. Его олицетворяет мелькание картинок перед взором субъекта, блуждающего по каналам телевизионных программ или компьютерных игр»4.

Цель журналистского творчества – сохранение нравственных принципов на основе высших ценностей, что позволит создавать наполненные гуманизмом и духовностью произведения. На этой основе в обществе станет возрождаться готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, формированию «философии творческого партнерства». Практически именно в выявлении смысла творческого согласия и открывается путь к гармонизации социальной жизни. Творческим журналистским коллективам важно осознать необходимость обезопасить себя и свою аудиторию от духовного вырождения и деградации, не допустить саморазрушения общества изнутри в результате «экологии души», утери человеком человеческого. Известный русский исследователь Л.Н. Гумилев утверждал, что бывают ситуации, когда ценности и идеи какой-либо группы единомышленников оказываются способными весьма быстро овладеть «критической массой» и развернуть ход истории самым неожиданным образом5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: