Общество знает два основных типа организации экономики:
- натуральное
- товарное хозяйство.
Им соответствуют две основные формы хозяйствования — натуральная и товарная. Попытки введения нетоварных форм хозяйствования вне пределов натурального хозяйства заканчивались безуспешно. Натуральное хозяйство характеризовалось общественным разделением труда в зачаточном состоянии, замкнутостью организационно-экономических связей, разобщенностью, оторванностью хозяйствующих субъектов друг от друга, примитивной технике технологией производства, малопроизводительным ручным трудом. Поэтому прогресс в развитии производительных сил и общества был очень медленным. С развитием производительных сил натуральное хозяйство становится преградой для социально-экономического прогресса. На смену натуральному хозяйству пришли товарное производство и основанная на нем товарная форма хозяйствования. Вместе с тем продолжительное время они функционировали вместе. Товарное производство — это такой тип организации экономики, при котором продукты труда производятся для продажи на рынке. Товары производятся с целью удовлетворения потребностей потребителей и поступают к ним через использование рыночных отношений. Общим условием возникновения, развития и функционирования товарного производства является общественное разделение труда. На его основе возникают экономические производственные отношения между людьми в форме обмена продуктами труда. Непосредственной причиной возникновения товарного производства является экономическая обособленность товаропроизводителей. Она неразрывно связана с развитием частной собственности на средства производства, а также экономической и юридической свободы производителя. Товарное хозяйство возникает также вследствие наличия противоречия между производством и потреблением, несоответствия потребительной стоимости произведенных благ потребностям общества и его членов.
Товар — это продукт труда, который имеет два свойства:
Во-первых, удовлетворяет определенную потребность человека;
Во-вторых, способный обмениваться на другие блага в определенных пропорциях. Таким образом, ему свойственны потребительная стоимость и стоимость.
Товаром может быть как материальное, так и нематериальное благо, в том числе услуга. Свойства — потребительной стоимостью и стоимостью, которые положены в основу товара. Потребительная стоимость товара — это его способность удовлетворять потребности человека. Специфический исторический характер потребительной стоимости проявляется не только в том, что она является предметом обмена, а в том, что она отражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость.






