Блага и ресурсы. Их классификации

Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Блага подразделяются на:

- Вещественные

- Естественные

- Информационные

Блага, имеющие вещную форму, называют продуктом, и если оно реализуется на рынке, его называют товаром.

По степени удаленности от конечного потребителя блага подразделяются на:

- Потребительские блага

Потребительские блага может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

- Ресурсы

Ресурсы, факторы производства, необходимы для производства материальных благ.

Ресурсы - это блага, необходимые для производства потребительских благ.

По длительности пользования блага подразделяются на:

- Долговременные

- Кратковременные

По степени заменяемости либо дополнения блага разделяются на:

1. Взаимозаменяемые(субституты)

2. Дополняющие друг друга(комплементы)

По характеру потребления делятся на:

1. Частные - потребляются одним лицом

2. Коллективные - могут быть потреблены, но не обязательно должны потребляться коллективно.

Коллективные блага подразделяются на:

1. «Клубные»

«Клубное» благо может использоваться совместно лишь до определенного предела, без потери потребительских свойств.

2. Общественные.

Общественные блага - это благопотребительские свойства не меняются, независимо от числа человек, которые им пользуются.

4. Рынок: сущность условия и классификация.

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

Условия возникновения рынка:

1-е – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2-е – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3-е – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Основные элементы рынка:

- спрос;

- предложение;

- цена.

Три условия для успешного функционирования рынка:

- наличие в экономике частной собственности,

- свободных цен

- конкуренции

Функции рынка:

1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

3. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

6. Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Классификация рынка:

По сфере общественного производства:

- рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

- рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).

По характеру конечного использования:

- рынок товаров производственного назначения;

- рынок товаров потребительского назначения.

По сроку использования:

- рынок товаров долговременного пользования;

- рынок товаров краткосрочного пользования;

- рынок товаров одноразового пользования.

По территориальному охвату:

- мировой;

- внутренний;

- региональный.

По соотношению продавцов и покупателей:

- рынок свободной конкуренции. Состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения);

- рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением;

- олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок;

- рынок чистой монополии. Один продавец с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

По объему реализации:

- основной рынок, где реализуется основная часть товаров;

- дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара;

- выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: