Факторы, влияющие на воспитание, следует понимает как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.
Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания на:
- объективные и субъективные;
- внешние и внутренние;
- управляемые и неуправляемые.
- внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);
- внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.);
-объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т. п.);
-субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.);
-управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим);
- неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).
Н.Е. Щуркова выделяет следующие общие закономерности:
-воспитание совершается только путем активности самого ребенка.
-содержание деят-ти детей в процессе воспит. обусловлено изменяющимися потреб-ми и потому вариативно.
-восп. осущ-ся в процессе совместной деят-ти педагога и воспитанника.
-восп. должно определяться внутренним состоянием ребенка.
-восп. носит скрытый характер. Ребенок не должен ощущать себя в роли испытуемого.