В классическом контракте: этот контракт фиксирует четкие условия сделки. Цена играет решающую роль в стимулировании, координации, контроле. Цена не меняется с изменением обстоятельств.
В неоклассическом контракте: чем более длительны отношения между сторонами и чем сложнее предмет сделки, тем меньше значения придаётся цене и качественным характеристикам на стадии заключения контракта, и тем больше внимания уделяется правилам, которые будут регулировать отношения сторон. Применяются не фиксированные цены, а правила гибкого ценообразования (например, цена изменится в связи с ростом уровня жизни).
В отношенческом контракте: цены играют незначительную роль во внутренних связях между отделами фирмы. В одной фирме у менеджеров разных отделов могут быть разные интересы. Они могут спорить о трансфертных ценах, т.к. от этого зависит доход отдела и менеджера соответственно.
Франчайзинг как гибридная форма организации сделки
Гибридная форма – способ сделки, который имеет дело с двусторонней зависимостью, достаточно сильной, чтобы потребовалась тесная координация, и не достаточно сильной для полного слияния. Характерна для неоклассических контрактов. Для гибридных форм характерна комбинация сильных рыночных стимулов и координации, включающей некоторые формы административных отношений. В гибридных формах достигается компромисс между интенсивностью стимулов и возможностью приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам.
Франчайзинг – контракт, который предоставляет независимому лицу право использовать торговую марку на определенный срок. За это право инвестор платит первоначальный взнос и проценты от продаж. Здесь возникает проблема оппортунистического поведения партнера. Решение проблемы: заложник, «безобразная принцесса». Во франчайзигах в качестве безобразной принцессы могут выступать репутация франчайзи на местном рынке или его вложение в развитие местного рынка, которые не предоставляют ценности для франчайзера, но ценны для франчайзи, который лишится этой ценности, если контракт с ним будет расторгнут из-за оппортунистического поведения.
Роль доверия в теории Уильямсона.
Уильямсон различает 2 вида доверия: «доверие, основанное на расчете» - рациональная оценка выгод и издержек доверия; и «личное доверие» - гарантируется личными отношениями.






