Этапы развития психологии, ее становления как самостоятельной науки

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель, Платон, Гиппократ и др.).

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов.

III этап (XX в)— психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции чело­века (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV Этап. Психология развивается в двух традициях. Для западной традиции характерно развитие и обновление классических теорий (психоанализа и бихевиоризма) и появление новых направлений (когнитивное и гуманистическое). Исследования направлены на решение практических задач. Советская традиция сформировалась на базе философии диалектического материализма. Для нее характерна соответствующая методологическая основа и наличие многочисленных исследований теоретического плана.

V Этап – (конец 20 в. - настоящее время)– характерно наличие разных подходов к изучению психики, превращение психологии в межотраслевую область знаний. Происходит взаимообогащение различных направлений, традиций и школ.

Психология - наука, изучающая факты, закономерности, и механизмы проявления психических явлений. Психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психические явления разделяют на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы - первичные регуляторы поведе­ния человека. Они обладают определенными динамическими характеристиками таким как длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы делятся на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психические процессы - аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Неосознаваемые процессы - процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психи­ческие процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Психические свойства личности — наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К ним относят направленность, темперамент, способности и характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: