Франция - страна с широко развитой системой страховой медицины, хотя значительная роль в медицинском обслуживании населения принадлежит частному сектору. Определенную роль играет государственная служба здравоохранения. Высшим органом здравоохранения Франции является Министерство здравоохранения и социального обеспечения.
Финансирование социального страхования на случай болезни для работающих по найму и приравненных к ним групп осуществляется и работающими и работодателями. Средства социального страхования поступают из страховых систем в централизованный Национальный фонд страхования по болезни.
Во Франции существует несколько страховых систем.
1. Общая система социального страхования - самая крупная, включает работающих по найму в промышленности и торговле, государственных служащих, студентов, инвалидов войны, вдов и сирот войны, врачей. Охватывает 67% населения страны. Государство практически не принимает участия в финансировании общей системы, выплачивая лишь 2% сборов.
2. Система социального страхования работающих по найму в сельскохозяйственном секторе, охватывает 18% населения.
3. Особые системы, охватывают 5% населения. Наиболее крупные из них: система горняков, торгового флота, система кадровых военных. Особые страховые системы представляют своим застрахованным большие льготы, чем общая система социального страхования, но при наличии более длительного рабочего стажа.
Система социального страхования - наиболее признана в мире. Эта система также управляется государственными органами власти, но финансируется, как правило, из 3-х источников:
- субсидии государства,
- целевые взносы работодателей,
- взносы самих работников.
Основные черты страховой медицины:
Различие между государственной и страховой системами связано с видом формирования фондов. Страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, участвующих в соответствующей страховой программе.
Преимущества системы социального страхования:
1. Целевое финансирование обеспечивает плательщикам твердую гарантию возвратности этих средств.
2. Целевой характер финансирования позволяет оперативно реагировать на расширение потребностей в медицинской помощи.
3. Целевые взносы являются обязательными для всех получателей доходов и уплачиваются в виде определенного процента от заработной платы (Франция - 16%).
4. Объем медицинских услуг не зависит от материального достатка и размеров взносов в страховые фонды.
Из личных средств пациент оплачивает 25% гонорара врача за визит на дом или за консультацию у специалиста в его приемной, 20% гонорара врача в больнице, 30% гонорара стоматолога, столько же - стоимости лабораторных анализов и обслуживания в домах сестринского ухода и 20% за лечение в больнице в пределах первого месяца.
Застрахованный не участвует в расходах на медицинскую помощь при наличии: злокачественных новообразований, полиомиелита, диабета у детей и др., всего 20 заболеваний. Не участвуют застрахованные и в расходах в случае госпитализации, превышающей 30 дней. Бесплатную медицинскую помощь получают инвалиды.
При медицинской помощи больной оплачивает всю стоимость услуг, а затем страховая организация возмещает ему разницу затраченных денег. Однако, период ожидания возмещения достаточно длителен, из-за отсутствия средств в страховых кассах. За это время цены растут. В результате полученные суммы по покупательной способности оказываются ниже средств, затраченных на лечение.
Необходимость платить крупные суммы за лечение в условиях его быстрого подорожания вынуждает население Франции прибегать к помощи частных страховых компаний.