Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.
Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько подходов:
|
|
-определение цены на основе оплаты по установленным тарифам;
-специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп населения;
-по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым стандартам.
Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
-прибыль от продажи продукции и товаров;
-прибыль от реализации прочей продукции и услуг не товарного характера;
-прибыль от реализации основных средств;прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
-прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т. д.;
-прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
1)метод прямого счета; 2)аналитический метод; 3)метод совмещенного расчета.
Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
|
|
Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.3. Анализ уровня среднереализационных цен.4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.6. Анализ распределения и использования прибыли.
Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рис. 14.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.