Охарактеризуйте методы экономического анализа, используемые в анализе, как элементе комплексного маркетингового анализа

Охарактеризуйте методы экономического анализа, используемые в анализе сезонности и ритмичности производства продукции, качества и обновления продукции, как элементах комплексного маркетингового анализа.

Ритмичность — равномерный вы­пуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Основными причинами неритмичной работы организации могут быть: отсутствие спроса на продукцию, неэффективное использова­ние производственных ресурсов, наличие избыточной производствен­ной мощности, превышающей потребности населения в данных ви­дах услуг, и др.

Для оценки ритмичности используют прямые и косвенные пока­затели. Среди прямых показателей —коэффициенты ритмичности и аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за N-период в годовом объеме производства.

Коэффициент ритмичности (Критм) и коэффициент аритмичности (Каритм) равны:

где — фактический объем проданной продукции в пределах плана; Nпл - объем продажи продукции по плану.

При ритмичной работе организации плановые и фактиче­ские показатели должны совпадать. Невыполнение плана в одном из рассматриваемых периодов не может быть компенсировано его пере­выполнением в другом периоде. В процессе комплексного анализа ритмичности рассчитывают также частные показатели: удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) в месячном выпуске, удельный вес произведенной про­дукции за каждый месяц в квартальном выпуске, удельный вес выпу­щенной продукции за каждый квартал в годовом объеме производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного меся­ца, в объеме производства третьей декады предыдущего месяца и др.

К косвенным показателям ритмичности относят доплаты за сверх­урочные работы, оплату простоев по вине организации, потери от бра­ка и возврат продукции, уплату штрафов за недопоставку и несвоевре­менную отгрузку продукции.

Сезонность производства (продажи) продукции проявляется в не­равномерной загрузке организации помесяцам и кварталам года, вы­зываемой сезонными колебаниями спроса на продукцию.

Для анализа влияния сезонности на объем продажи продукции необходимо располагать данными о ежемесячном (ежеквартальном) объеме продажи продукции, на основании которых рассчитывается среднемесячный (среднеквартальный) объем продажи продукции (Ncp), коэффициенты сезонности сез), коэффициент (размах) вариа­ции в).

Среднемесячный (среднеквартальный) объем продажи услуг (Ncp)

где Nj — ежемесячный (ежеквартальный) объем продажи продукции.

Коэффициент сезонности (KCез)

Kсез = Ni / Nсp.

Коэффициент вариации (K n)

Коэффициент вариации равный 0,10, что означает отклонение фактического выпуска продукции от графика на 10%. Большой коэффициент (размах) вариации свидетельствует о не­равномерной загрузке организации по месяцам года, вызываемой се­зонными колебаниями спроса на услуги.

К косвенным показателям сезонности относят наличие сверхнормативных остатков не­завершенного производства и готовой продукции на складе.

Охарактеризуйте роль оценки эффективности использования ресурсного потенциала в системе экономического анализа деятельности предприятия. Приведите методы анализа влияния трудовых ресурсов на динамику выпуска продукции.

На объем производства (продаж) продукции оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно объеди­нить в три группы факторов:

1) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов (факторы труда);

2) факторы, связанные с использованием основных средств (факторы средств труда);

3) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов (факторы предметов труда).

Все три группы производственных факторов находятся во взаим­ной связи, так как отсутствие одного из этих ресурсов или недоста­точность одного из них нарушают процесс производства продукции. Отправной точкой оценки обеспеченности производственными ресурсами являются производственная мощность организации и ее фондоотдача, т.е. максимально возможный объем выпуска продук­ции исходя из наличных основных производственных средств при полном укомплектовании материальными и трудовыми ресурсами. Далее оценивают возможности материального потенциала органи­зации, т.е. количество продукции, которое можно произвести из имеющихся материальных ресурсов и их материалоотдачи, в условиях, когда производство полностью обеспечено основными производст­венными средствами и трудовыми ресурсами. Далее исследуются возможности трудового потенциала организа­ции, т. е. максимально возможный объем производства продукции при имеющемся персонале и действующей научно обоснованной системе производительности труда.

На изменение выпуска продукции могут оказать влияние следующие факторы:

• увеличение численности работников (Ч);

• снижение числа дней, отработанных одним работником (Дн);

• снижение средней продолжительности рабочего дня (П);

• увеличение среднечасовой выработки на 1 работника (Вчас).

Факторная модель (расчетная формула) выглядит следующим об­разом:

(13.3)

Для анализа характера (экстенсивности и интенсивности) использо­вания трудовых ресурсов на приращение выпуска продукции можно использовать двухфакторную мультипликативную модель:

(13.4)

где Вгод – среднегодовая выработка на 1 работника.

Влияние факторов на прирост объема производства рекомендуется рас­считать с использованием коэффициентов экстенсивности и интен­сивности использования трудовых ресурсов способом абсолютных разниц факторного анализа. Коэффициент экстенсивного влияния определяется делением прироста трудовых ресурсов (в процентах) на темп прироста объема производства (в процентах). Коэффициент интенсивного влияния равен единица минус ко­эффициент экстенсивного воздействия.

Полученные коэффициенты означают, что при росте объема производства на 1% численность работников увеличилась на Кэкстен = х %, а средняя выработка на 1 работника возросла на у%. Это свидетельствует об экстенсивном или интенсивном использовании трудовых ресурсов.

Охарактеризуйте роль оценки эффективности использования ресурсного потенциала в системе экономического анализа деятельности предприятия. Приведите методы анализа влияния факторов использования основных средств на выпуска продукции.

Охарактеризуйте роль оценки эффективности использования ресурсного потенциала в системе экономического анализа деятельности предприятия. Приведите методы анализа влияния факторов использования материальных ресурсов на выпуска продукции.

Эффективность использования материальных ресурсов характери­зуют следующие показатели:

1. Материалоемкость продукции — обобщающий стоимостной по­казатель. Он означает величину материальных затрат на 1 руб. про­дукции:

2. Материалоотдача — это показатель, обратный материалоемко­сти:

Материалоотдача означает выпуск продукции с 1 руб. израсходо­ванных материальных ресурсов.

3. Частные показатели материалоемкости продукции: сырьеемкость, топливоемкость; энергоемкость и т. д. Они рассчитываются по каждому элементу материальных затрат как отношение их к стоимост­ной величине выручки от продаж. Частные показатели материалоемкости отражают эффективность использования конкретных видов материальных ресурсов.

4. Удельная материалоемкость. Она рассчитывается по конкрет­ным видам изделий. Источником информации служат калькуляции себестоимости этих изделий. Удельная материалоемкость означает ве­личину материальных затрат на 1 руб. цены изделия и определяется путем деления материальных затрат на изготовление изделия на от­пускную цену этого изделия.

5. Отходы материалов. Уровень отходов, например, в машино­строении составляет примерно 21% от потребленного металла. Почти половину всех отходов составляют отходы в стружку.

В процессе анализа исчисляют данные показатели использования материальных ресурсов за предыдущий год, за отчетный год, оцени­вают их динамику. При анализе необходимо определить влияние использования материальных ресурсов на прирост объема продаж.

На объем производства оказывают влияние следующие факторы:

1) величина израсходованных материалов (М);

2) материалоотдача (Мот).

Влияние указанных факторов мы можем рассчитать:

• способом абсолютных разниц;

• с применением коэффициентов экстенсивности и интенсивно­сти использования ресурсов;

Построим двухфакторную мультипликативную модель:

ВП = M * MOT. (13.5)

Влияние материальных факторов на прирост объема производства можно рас­считать, например, способом абсолютных разниц факторного анализа. Коэффициент экстенсивного влияния определяется делением прироста материальных ресурсов (в процентах) на темп прироста объема производства (в процентах). Коэффициент интенсивного влияния равен единица минус ко­эффициент экстенсивного воздействия.

Преимущественно экстенсивный способ использования материальных затрат свидетельствует об увеличении за­трат на материалы, интенсивного – за счет повышения материалоотдачи.




double arrow
Сейчас читают про: