Вопросы выбора ассортимента, позиционирования товара на рынке не могут решаться без учета показателей, характеризующих выгодность принимаемых стратегических решений. При формировании структуры товарного ассортимента организации возникает потребность в соответствующих методах, обеспечивающих оптимальность принимаемых решений.
Для торгового предприятия формирование ассортимента производится на основе оценки уровня оборачиваемости каждой товарной позиции.
1) Для установления оптимального уровня реализационных цен многие организации применяют определенные методы расчетов цен, ориентированные на затратный и рыночный подходы. Любое изменение цен должно ориентироваться на чувствительность покупателей к изменению цен и на эластичность товара. Основной методикой в принятии ценовых решений является анализ безубыточности.
Безубыточное изменение продаж — минимальное изменение числа продаж, которое необходимо, чтобы изменение цен привело к росту относительного выигрыша фирмы по сравнению с исходным уровнем. Существует графический способ оценки безубыточного изменения объемов продаж.
Ценовая политика организации, как правило, корректируется с учетом стадий жизненного цикла продукции. Стратегия «проникающего ценообразования» предполагает установление низкой первоначальной цены в целях достижения быстрого массового признания продукции уже на первой стадии его жизненного цикла. На стадии роста политика ценообразования должна ориентироваться на долгосрочную перспективу и в зависимости от состояния конкуренции на рынке организация может применить стратегию «снятия сливок» для максимизации прибыли, при которой цены достаточно высокие. На стадии зрелости ценовая политика нацелена, как правило, на удержание завоеванных позиций на рынке. Поэтому рост цен на продукцию на этой стадии замедляется. На стадии спада для стимулирования сбыта следует применять гибкую систему скидок до тех пор, пока не появится новая продукция.
29. Охарактеризуйте методы экономического анализа, используемые в анализе динамики и выполнения плана производства и реализации продукции, ассортимента и структуры продукции, как элементах комплексного маркетингового анализа.
Основными задачами комплексного анализа результатов производства и продажи продукции являются следующие:
• оценка выполнения организацией договорных обязательств по поставкам продукции;
• изучение динамики выпуска продукции и ее продажи в денежном выражении и в натуральном выражении;
• выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении;
• оценка ритмичности производства и продажи продукции;
• оценка качества производимой продукции;
• комплексное изучение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и продаже продукции;
• выявление резервов дальнейшего увеличения объема выпуска и продажи продукции, улучшения ее качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;
• разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Объем производства и продажи продукции (работ, услуг) — это количество произведенной и проданной организацией продукции (оказанных работ, услуг) за определенный период времени. Он может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых (через трудоемкость — в нормо-часах) и стоимостных измерителях.
Натуральные показатели объемов производства и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции: например, на консервных заводах - тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях — тысячи условных печатных листов.
Система формирования ассортимента включает в себя:
• определение текущих и перспективных потребностей покупателей с целью удовлетворения спроса на продукцию;
• оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
• изучение жизненного цикла изделий на рынках, расширение ассортимента продукции, внедрение новых, более совершенных видов продукции;
• соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
принятие в соответствии с рыночными реалиями своевременных управленческих решений об изменениях в ассортименте продукции и оценку риска невостребованности






