Особенности информационно-библиографического обслуживания (библиографического информирования)

Библиографическое обслуживание: понятие характеристика основных видов

Библиографическое обслуживание процесс доведения библиографической информации до потребителей, в целях удовлетворения информационной потребности.

* Справочно -библиографическое обслуживание – на разовый запрос потребителя.

Форма ответа – библиографическая справка:

- уточняющая (уточнение недостающих элементов запроса для понятности)

- тематическая (список книг по данной теме)

- адресная (в каком фонде находится док-т)

- фактографическая (сообщает цитаты, дает определение термина и т.д.)

- библиографическая консультация - советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска (на запрос из другой библиотеки, для работы над диссертацией, дипломом и т.п.)

* Библиографическое информирование – систематическое обеспечение библиографической информацией.

- индивидуальное библиографическое информирование (отслеживание вновь появляющейся лит-ры специалистами)

- групповое

- массовое (издание информационных бюллетеней)


Особенности информационно-библиографического обслуживания (библиографического информирования)

Библиографическое информирование – систематическое обеспечение библиографической информацией в соответствии с долговременными запросами или без запросов.

По характеру потребителя библиографическое информирование (БИ) делится на:

1. Индивидуальное - постоянный запрос одного потребителя.

2. Групповые (дифференцированное) – запрос группы потребителей, члены которой имеют одинаковые информационные потребности. Позволяет специалистам следить за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени. Здесь важно установить круг специалистов, выявить их информационные потребности. Для контроля используются 2 вида картотек: абоненты и сведения о них и алфавитно-предметная картотека запросов. Абонентов оповещают по почте и телефону.

Эффективна система избирательного распространения информации (ИРИ) – наличие постоянных запросов потребителей и обратной связи меду потребителем и библиотечной службой. Абонентам направляют сигнальные карты с библиографическими списками и контрольный талон обратной связи для получения оценки информации, из копий этих карт формируют картотеки для дальнейшего отбора нужной потребителю информации.

3. Массовое (недифференцированное) - широкий круг потребителей. Самая распространенная форма – издание информационных бюллетеней, но далеко не все библиотеки могут себе это позволить. Часто привлекают специализированные СМИ, выставки, устраивают «Дни информации» и т. п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: