Читал лекции по книговедению в Петроградском университете (1913-1920), на Библиотечных курсах при университете Шанявского (1915), в МГУ (1916-1920). Тогда и сложилась ведущая концепция понимания библиографии, изложенная в докладе на собрании Русского Б. общества 17 ноября 1916 г.
Эволюция мнения Лисовского:
1. Расширительное понимание Б.: предмет Б. – книговедение.
2. Разработка самостоятельности, Б. – как книгоописание.
3. Б. – одна из триады: «Книгопроизводство – книгораспространение – книгоописание, или Б.».
Лисовский и Ловягин разработали теорию Б. как науки. Объединили две тенденции развития Б.:
1. самостоятельность Б. в системе книговедческих и смежных наук
2. отход от академизма к социологизму.
Однако все равно придерживается «академической» точки зрения. Б. изучает произведения писателей как таковые, так и их отношение к отдельным внешним обстоятельствам (нем. уч. Эберт).
Эберт делил Б. на:
- чистую – перечисление всего написанного и изданного, с отзывами, выборкой лучшего;
|
|
- прикладную – выделяет внешние признаки интересные для билиофилов.
Лисовский дает определение книговедению:
- дисциплина, объединяющая познания о книге, ее прошлом, настоящем, распространения и эксплуатации.
- дисциплина, которая на базе пункта 1 изучает эволюцию книги.
Триада: возникновение-распространение-эксплуатация.
Книговедение рассматривает книгу как явление:
1) библиографическое – описание книги по установленным правилам;
2) историческое;
3) социальное.
Эти уровни также могут быть соотнесены и с определением, и с формулой-триадой.
Структура Бв-я по Лисовскому, три уровня:
1) книговедение в целом;
2) «философия книговедения»;
3) «книгопроизводство - книгораспространение - книгоописание».
Лисовский попытался в книговедении выделить историю, теорию и практику, а также методы исследования книги:
1) статистико-библиографический метод
2) исторический метод
Допускает и возможность социологического метода.