Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» как приговор старой России. Символический смысл названия пьесы

ПЛАН ОТВЕТА

ФЕТ (наст. фам. Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820-1892), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886). Насыщенные конкретными приметами картины природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: «Вечерние огни» (сборники 1-4, 1883-91). Многие стихи положены на музыку.

В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии Фета, — стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия — храм искусства, а поэт — жрец этого храма.

Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его поэтическим манифестом:

Три поэтических предмета — природа, любовь и песня — тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало... затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник — смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.


№3. А.Н.Островский. Обзор жизни и творчества. Литературно-театральная деятельность А.Н.Островского. Жизненная основа и типичность образов его драматургии.

Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Всю жизнь он провел в родном городе и любил Москву как сердце русского народа, как историческое сосредоточие его жизни и культуры. Отец будущего драматурга был стряпчим. Двенадцати лет Островский поступил в Первую московскую гимназию, по окончании которой в 1840 году был зачислен на юридический факультет Московского университета.

К середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам. Десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное - он сформировал нового актера и нового зрителя. Театр Островского - явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. Режиссер в этом театре - лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы - диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои - идеальные собеседники. Слово - уже само по себе действие. Жизнь - речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне. Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на цене.

Островский — популярнейший драматург и в наши дни. Любовь к нему понятна: в своих произведениях он выразил самое заветное стремление своего народа — к свету, правде, свободе.

№4. драма А.Н.Островского «гроза». Художественное новаторство и мастерство драматурга. «Темное царство» в пьесе «Гроза». Обличие самодурства как социального и психологического явления.

В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру.
Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.
Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».
Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».
Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.
Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».


№ 5Отражение в драме «Гроза» роста самосознания русского общества. Смысл названия пьесы.

А.Н.Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русс-

кой бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес.

А.Н.Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым решительным произведением, так как "взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...

В центре пьесы - общественно-политический конфликт: хозяев

жизни, представителей "темного царства" с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой?

В этом названии скрывается глубокий смысл. Впервые это слово

мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "... Недели две никакой грозы надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посылается", - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы, и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы боишься", - говорит ей Варвара. "Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина.- Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами..."Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада. Пьеса была воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме Островского:... "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее.

№6 Особенность и необыкновенность характера Катерины по сравнению с другими жителями г.Калинова (драма А.Н.Островского «Гроза»)

А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория— угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой неуважительно относится к людям, которые от него зависят и боятся его. Вот, например, что Дикой говорит Кулигину: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что ты разбойник — и конец! Что ж, ты судиться со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Но Дикой в то же время и труслив. Он не ругается с Кудряшом, например, так как Кудряш может дать отпор и не боится Дикого и ему подобных. Н.А. Добролюбов в статье «Темное царство» дает такую оценку поведению Дикого: «Только покажешь где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряется». А вот Кабанова Марфа Игнатьевна совсем другая. Она хитра и действует под «личиной благочестия». Она все повторяет, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится».
Но на самом деле Кабаниха жестока. Даже после гибели Катерины она говорит сыну: «Тиша! Об ней и плакать-то грех!» Кабаниха умело использует различные приемы для утверждения своей власти в доме. Она всегда говорит доброжелательно-поучительно, постоянно лицемерно прибедняется: «Мать стара, глупа...» Но в то же время Кабаниха властная, стремится держать всех в подчинении, любит приказывать. Она неискренней веры в Бога и суеверна. В религии она видит одну цель: запугать человека, держать его в вечном страхе. К Катерине она относится жестоко, не считает ее за человека, вечно унижает и притесняет ее. Не дает ей даже слова сказать: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».
К представителям безвольных, забитых людей «темного царства» относятся Тихон и Борис. Тихон по натуре добрый наивный человек. О себе он говорит: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Тихон всегда покорен своей матери. Он не может ослушаться ее. Тихон, конечно же, по-своему любит Катерину, искренен с ней и жалеет ее. Он пытается всяческими путями вырваться из домашнего ада, но у него это получается крайне редко: «Вы меня уже заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Когда Катерина погибает, Тихон даже в чем-то завидует ей. Он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Борис, по сути, такой же безвольный человек, как Тихон. Из всех людей города Калинова он выделяется своей образованностью: наверное, поэтому его замечает Катерина. Но при этом он еще и труслив. При последней встрече с Катериной, уже понимая, что она на краю гибели, Борис не скрывает своего страха: «Не застали бы нас здесь». Катерина разочаровывается в Борисе. Борис— непосредственный виновник смерти Катерины.
Полной противоположностью Борису является Кудряш. Кудряш свободолюбив, он не желает подчиняться самодурам. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Кудряш безоглядно любит Варвару и умеет постоять за свои чувства. Он неравнодушен и к судьбе других людей. Под стать Кудряшу и Варвара. Она прямая противоположность брату.
Смелая и решительная Варвара не желает подчиняться матери. Варвара не суеверна и не считает обязательным соблюдать установленные обычаи, но она не может выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. Варвара, выросшая во лжи и обмане, придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было». Но при этом она презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери.
Кулигин — образованный и талантливый человек. Он восторженно и поэтически относится к природе. «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Кулигина огорчает темнота и невежество обитателей города Калинова. Но Кулигин понимает, что, какие бы шаги ни предпринимал он для улучшения жизни, все бесполезно и надо с этим смириться.
Сравнение действующих лиц пьесы подчеркивает одиночество Катерины в этом обществе. Ее личность, ее характер несовместимы с «темным царством». Жизнь толкает ее к обрыву, к смерти — другого пути у нее нет.

№7. «Гроза» Островского в русской критике (анализ статьи Добролюбова <Луч света в тёмном царстве»).

Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Требование права, уважение личности, протест против насилия и произвола доведённая жизненным, практическим образом, философская сторона вопроса и из нее все выведено. У Островского не только нравственная, но и житейская экономическая сторона вопроса. У него вы ясно видно, как самодурство опирается на толстой мошне, которую называют «божьим благословением», и как безответность людей перед ним определяется материальною от него зависимостью. Как эта материальная сторона во всех житейских отношениях господствует над отвлеченною и как люди, лишенные материального обеспечения, мало ценят отвлеченные права и даже теряют ясное сознание о них. Это явление, повторяющееся во всех сферах общественной жизни, хорошо замечено и понято Островским, и его пьесы яснее всяких рассуждений показывают, как система бесправия и грубого, мелочного эгоизма, водворенная самодурством, прививается и к тем самым, которые от него страдают; как они, если мало-мальски сохраняют в себе остатки энергии, стараются употребить ее на приобретение возможности жить самостоятельно и уже не разбирают при этом ни средств, ни прав. У Островского на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву, не на них непосредственно обращается чувство. Сами самодуры, против которых должно возмущаться чувство, при внимательном рассмотрении оказываются более достойны сожаления, нежели злости. Борьба же, совершается в пьесах Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними.Сколько чистых и добрых чувств замирает в нас из боязни, чтобы не быть осмеянным и поруганным этой толпой. А с другой стороны, и сколько преступлений, сколько порывов произвола и насилия останавливается пред решением этой толпы, всегда как будто равнодушной и податливой, но, в сущности, весьма неуступчивой в том, что раз ею признано. Поэтому чрезвычайно важно для нас знать, каковы понятия этой толпы о добре и зле, что у ней считается за истину и что за ложь. Катерина до конца водится своей натурой, а не заданными решениями, потому что для решений ей бы надо было иметь логические, твердые основания, а между тем все начала, которые ей даны для теоретических рассуждений, решительно противны ее натуральным влечениям. Оттого она не только не принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твердость характера, а даже напротив — является в виде слабой женщины, не умеющей противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой проявляется в ее поступках. Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет. Мысль о горечи жизни, какую надо будет терпеть, до того терзает Катерину, что повергает ее в какое-то полугорячечное состояние. Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее. Конец этот кажется нам отрадным; легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу. Добролюбов поставил Островского очень высоко, находя, что он очень полно и многосторонне умел изобразить существенные стороны и требования русской жизни. Одни авторы брали частные явления, временные, внешние требования общества и изображали их с большим или меньшим успехом. Другие авторы брали внутреннюю сторону жизни, но ограничивались очень тесным кругом и подмечали такие явления, которые далеко не имели общенародного значения. Дело Островского гораздо плодотворнее: он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество, которых голос слышится во всех явлениях жизни, которых удовлетворение составляет необходимое условие нашего дальнейшего развития.

№ 8. И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», обобщающий смысл названия романа.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», повестях «Ася», «Вешние воды» созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» и «Новь» изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка психоло-гического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур. В имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей. Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов.

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую. В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853.

После трудной парижской зимы 1856-57 он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

В 1863-1871 он живёт в Бадене, затем в Париже. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).

События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в серединеXIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева. Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.


№ 9 Проблемы двух поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Авторское отношение к Базарову и способы его выражения. Статья Писарева «Базаров».

В "Отцах и детях" изображен более крутой, чем в предыдущих романах

исторический перелом в жизни России. В этом романе один сюжетный центр, один герой выражение этого перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силысоциальные и политические, Базаров один выражает новые общественные силы, остальные персонажи - или враги его, или недостойные. Социально-политические черты

нигилиста в Базарове - это принадлежность к демократической интеллигенции, политический радикализм, философский материализм.

В центре романа споры Базарова с Павлом Кирсановым, носителем дворянской культуры. В итоге их демократ торжествует над аристократом. Кроме аристократа-англомана П.П.Кирсанова, в романе представлены старый романтик, затянутый рутиной барского

усадебного быта, Николай Кирсанов; губернатор, деспот и прогрессист;

либеральный сановник Колязин, фразер и приспособленец. Базаров близок к народу, любит его любовью революционера, тоскующего от недостатка сознания в забитых и темных крестьянских массах. Он уверен в своих силах, верит в науку, надеется обрести

общий язык с мужиками, отличается мощью анализа и общественного

темперамента, неукротимостью протеста.

Писарев восторженно благодарит автора за художественное изображение Базарова, в котором он видит истинный тип лучших и сильных умов нового поколения. Писарев согласен с Тургеневым, который оправдал Базарова и оценил по его достоинству. Базаров вышел из испытаний чистым и крепким. Сам Писарев - образец возвышенного героизма, он же и рукоплещет во всем Базарову

Критик Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того времени, и ее надо выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью, отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев.

№10. Противоречие теории и поступков Базарова. Испытание любовью (роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству

и уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь самыми заветными мыслями

он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их

напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит

крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над

эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.

Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды,

переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический

настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему

проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого

существования. Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности.

Мужество и стойкость его материалистических и атеистических

взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам

родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном

состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал,

что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является

доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не

успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти

избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что

реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В

этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из

почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому

что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».


№11 Изменение взглядов на свою жизнь. Болезнь и смерть. Нравственные уроки романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды,

переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический

настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему

проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого

существования. Наступает сложная переоценка

ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается

от своих стремлений и выступает против успокоенности.

Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед

лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого

конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных

страданий. Зная, что умрет, он утешает родителей,

проявляет чуткость к матери. Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам

родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном

состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал,

что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является

доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не

успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти

избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что

реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В

этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из

почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому

что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева. Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

№ 12 Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Тематика лирических произведений.

Некрасов Николай Алексеевич (1821-77/78), русский поэт. Вырос среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с дере­венскими ребятишками. Впоследствии простой язык, бога­тый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который был усвоен сыном помещика в ярославской деревне, стал ос­новным инструментом поэта.

Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге" 1845 года, является

продолжателем пушкинской линии в русской поэзии – по преимуществу реалистической.

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы.

В некрасовской лирике есть герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова.

Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается

стихотворение 1858 года.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика – социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии. То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям.

Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип - революционность.

Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,

крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему.


№ 13 Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.

Достоевский Федор Михайлович (1821-81), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не окончена) и др. описал страдания «маленького» человека как трагедию социальную. В повести «Двойник» (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. «Записки из Мертвого дома» (1861-62) — о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал «почвеннические» журналы «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65). В романах «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-80) и др. — философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический «Дневник писателя» (1873-81). Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.

Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стра­не росло недовольство существовавшими порядками. Пи­сатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла.

Ф.М.Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный

художник- реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей

гуманизма и справедливости. " Гениальность Достоевского, - писал

М.Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен,

может быть, только Шекспиру".

Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной

и психической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.

№14. Роман «Преступление и наказание» как социально-психологический. Сложность конфликта в романе. Безвыходность и одиночество «маленького человека». Описание Петербурга (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций в

русской литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы

"бедных людей ". Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Социальная тема, тема "бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы

их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о

"необыкновенных личностях".

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных

человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не

только в русской, но и во всей мировой литературе

Достоевский - гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы "маленьких людей", проник-

нуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольников "от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина".

Для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов; город - соучастник преступлений. В романе "Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он -соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.


№15 Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова (роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще

на каторге. Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет

будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности,...поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству".

В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым

странным неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми

для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше:

бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с

логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть

логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию

- и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать

жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа

раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а

как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил

Раскольников - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил," - признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже та-

кой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность;

то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

№16 Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным (“Станционный смотритель”) и Евгением (“Медный всадник”), гоголевским Башмачкиным (“Шинель”), “маленькие люди” Достоевского тоже “унижены и оскорблены”. Но их главное сходство - социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.
В романе “Преступление и наказание” Достоевский так же обращается к теме “униженных и оскорбленных”. Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира “униженных и оскорбленных”, который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К “униженным и оскорбленным” относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета).
Судьба Раскольникова - одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают “бунт” против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что “власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”, а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников “осмелился” взбунтоваться - именно это было главным мотивом его преступления. “Я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться я хотел. Соня, вот вся причина!”
Соня Мармеладова - абсолютно противоположный вариант развития характера “униженного и оскорбленного” человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, - путь смирения перед Богом. Соня - блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она — святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.
Соня - такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о “бесчестном и позорном ее положении”. Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и “тем... развитием, которое она получила”, могла “оставаться в таком положении и не сошла с ума”, как “этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами”. Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень- это вера (“Что ж бы я без Бога была?”) и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.
Еще один вариант судьбы “маленьких людей” - судьба Мармеладовых, людей, которым “некуда пойти”, зашедших в нравственный тупик.
Мармеладов - опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: “Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, -пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие”. В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию “униженных и оскорбленных” (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они “бунтуют”, но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, “кабачные разговоры с различными незнакомцами”. Он рассказывал Раскольникову, что пропил “даже чулки своей жены”, которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему “в наслаждение”. Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.
У Катерины Ивановны “бунт” превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу “добиваться справедливости”, откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. “На мне нет грехов! Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!” - говорит она перед смертью.
Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.
Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью.
Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них — давят стены, давят потолки... Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” перед нами предстает целый ряд “униженных и оскорбленных”, “маленьких людей”. Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как.Следствие, не умеющие сострадать другим. И только “красота спасет мир”, красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

№17. Раскольников и Соня. В чем заключается наказание для Раскольникова? (роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

«Преступление и наказание». Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет вместе с «преступившим» его судьбу. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Жертвенность, вера, любовь и целомудрие - вот качества, которые автор воплотил в Соне. И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Поэтому столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, очень важно. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама. Сердце героя пронзено той же болью, что и сердца Сони, только он - человек мыслящий, который все обобщает. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги. Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то сделать. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Добра вся семья Мармеладовых, включая безвольного отца и Катерину Ивановну, толкнувшую ее на панель. Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ. Видя злого, не спешит осуждать; героиня чует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова. Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим. Раскольников отринул путы старой морали, понимая, кому она выгодна и кого она связывает. В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность, столь резко отличающиеся от нравов того общества. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» любовь - это не поединок отверженных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к общей цели - поединок двух правд. Наличие линий соприкосновения и линии единения делало борьбу Сони с Раскольниковым небезнадежной, и если Соня в самом романе, до его эпилога, не победила и не переродила Раскольникова, то она, во всяком случае, способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи.

№18. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Нравственные искания Толстого.

Толстой Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.

Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-1869) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-1877) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой. С конца 1870-х годов переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства — бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-1899), повесть «Крейцерова соната» (1887-1889), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-1886, «Отец Сергий», 1890-1898, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера «Исповедь» (1879-1882), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

№ 19 Роман «Война и мир» - роман-эпопея. История создания произведения. Мысль <народная> и мысль «семейная» в романе (семьи Ростовых, Болконских, Курагиных).

Жанр "Войны и мира" определяется как роман-эпопея. Через бесконечное множество судеб множества людей, взятых в различных обстоятельствах жизни: в военное и мирное

время, в молодости и в старости, в довольстве и в горести, в частной и общей, роевой жизни - и сплетенных в единое художественное целое, проходит главная художественно освоенная антитеза книги: естественное, простое и условное, искусственное в жизни людей; простые и вечные моменты человеческого бытия: рождение, любовь,

смерть - и условленность света, сословность общества, имущественные различия.

Есть в "Войне и мире" и главный, ключевой словесно-художественный

"образ". Главные же герои "Войны и мира наполеоновский эгоизм, становящийся в описанное в романе время знаменем эпохи и окончательно ставший им во время

писания романа. Кстати, тогда же писал "Преступление и наказание" и Достоевский. Главные герои преодолевают сословную замкнутость и гордую единичность.

Свои идеалы женской любви, семейного, родительского счастья он

воплотил не только в характере и судьбе Наташи, наиболее ярко из всех

персонажей (в том числе и мужских) выражающей его представление о

"настоящей жизни", но и реальности, женившись в 1862 году на

молоденькой Софье Андреевне Берс. Второе слово названия романа обозначает сообщество людей, весь народ, жизнь всем миром, в миру, с людьми в противоположность монашескому уединению. Указанный выше смысл слова мир меняет, расширяет значение и первого заглавного слова: война - не только как проявление милитарности, но и вообще борьба людей, жизненная битва

разъединенного, разведенного на атомарные капли человечества. Они сталкиваются с настоящей, полной жизнью, с войной и миром. Кутузов говорит: "Да, немало упрекали

меня... и за войну и за мир... а все пришло вовремя", - и эти понятия

связываются в его устах в единый заглавный образ жизни.

Эпилог романа полон многоголосьем различных мнений. Единение, приобщенность остаются желанным идеалом, но эпилогом Толстой показывает, как труден путь к нему.

По свидетельству Софьи Андреевны, Толстой говорил, что любит в "Войне и мире" "мысль народную", а в "Анне Каренине" - "мысль семейную". Понять суть обеих толстовских формул нельзя без сопоставления этих романов. Толстой считал свой век временем, когда в мире людей, среди людей торжествует разобщение, распад общего целого. И две его "мысли", и два романа - о том, как вернуть утраченную

целостность.


№20. Смысл духовных исканий А. Болконского. Обличение бездуховности светского общества (роман Л.Н. Толстого «Война и мир»).

Одним из важнейших свойств человека Л.Н. Толстой считал способность к

внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию,

нравственный поиск. Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир» Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Андрей Болконский — натура ищущая, мучающаяся, страдающая. Для него характерна неуспокоенность души,

желание быть полезным, нужным, любимым. В его жизни можно выделить

несколько этапов, на которых меняется его мировоззрение, в душе происходит

определенный перелом. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своей славе. Но романтические представ-ления о чести и славе развеялись на Аустерлицком поле. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, Андреи приходит к выводу, что жить для себя и близких — это единствен- ное, что ему остается. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается он к жизни, к людям. Из этого душевного состояния помогают ему выйти Пьер и Наташа. К нему возвращается желание деятельности и славы.

Он снова близок к духовному кризису, от которого его спасает любовь к

Наташе Ростовой. Болконский весь отдается своему чувству. Разрыв с Наташей

стал трагедией для него. Путь совер-шенствования Андрея Болконского проходит через кровь, смерть и

страдания людей на войне. Физическая боль после ранения и душевная боль

при виде страдающих людей приводят князя Андрея к пониманию истины о

необходимости любви к ближнему, к всепрощению человеческих грехов, тем

самым приближая его к духовному совершенству.

Война для Андрея послужила тем испытанием, которое необходимо для

нравственного самоочищения человека на пути познания истины Божьей.

Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если

народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря на потери,

вызванные войной, по-прежнему преуспевает.

Толстой считает, что роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность. Вокруг Александра не прекращается борьба "партий" за влияние, непрерывно плетутся интриги. Двор, штабы, министерства наполнены толпой бездарных, алчных, рвущихся к власти людей.

Писатель обличает придворных и высшие круги с их казенным энтузиазмом. Эта часть высшего общества бесконечно далека от борьбы народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет по-старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все так же даются балы. Все придворные трутни на все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут паразитический образ жизни, заботясь только о собственном благополучии.

№21. Духовно богатая внутренняя жизнь П. Безухова. Стремление быть полезным обществу, поиски смысла жизни (роман Л,Н. Толстого «Война и мир»).

Одним из важнейших свойств человека Л.Н. Толстой считал способность к

внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию,

нравственный поиск. Для Толстого человек — часть Вселенной, и ему

интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому,

идеальному, в стремлении понять самого себя.

Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир»

Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла

жизни. Пьер Безухова — натура ищущая, мучающаяся, страдающая. Для него характерна неуспокоенность души,

желание быть полезным, нужным, любимым. В его жизни можно выделить

несколько этапов, на которых меняется его мировоззрение, в душе происходит

определенный перелом. Подобно Андрею Болконскому, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Вначале по молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает

много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника,

позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной

красавице Элен.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером в столкновении с Долоховым,

пробуждает в нем угрызения совести. Ему становится ненавистна ложь

светского общества, он часто задумывается над вопросом о смысле жизни

человека. Это приводит его к масонству, которое он понял как учение о

равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение

своих крестьян вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь

Пьер впервые соприкасается с народной средой, но довольно поверхностно.

Однако вскоре Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит

от него. Война 1812 года пробуждает в Пьере патриотические чувства, и он

на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы

убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского

поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность,

а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее

всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и

значительности настоящей минуты».

Встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, солдатом, делает его

еще ближе к народу. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в

общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он

тщетно стремился прежде». Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей

части дворянской молодежи того времени. Именно такие люди приходили в стан

декабристов.

В конце Пьер приходит к заключению: «Надо жить, надо любить, надо верить».


№22. Истинная и ложная красота женщины в понимании Л. Толстого (Наташа Ростова, Марья Болконская, Элен Курагина).

На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Герои "Войны и мира", как положительные, так и отрицательные, относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину

жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему

чертами: паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной

отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя

дворянское общество, показал и немногочисленные семьи лучших дворян, в

том числе и просвещенную их часть (Волконские и Безуховы).

Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как

правило, у Толстого образы положительные обладают именно чертами

исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с

"большим миром", который Толстой рисует отрицательно.

Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен

Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Толстой

подчеркивает, что каждый его герой - порождение среды, плоть от плоти ее,

и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. По мнению Толстого,

Наташа - это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда

взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и

семья Волконских, и среди них Мария Болконская, резко выделяются среди

обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых

выходили жены декабристов и многие другие передовые люди XIX века.

Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское,

национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью,

умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей

душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе - это поэтическое

мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто.ее окружает.

Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень,

так отчетлив контраст между ней и "светом". Едва перешагнув за порог семьи,

Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей

любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Волконский, Пьер

Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолием Курагиным, этим

пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа - натура

щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие

предрассудки, руководит ею сердце. Наташа - это пленительный образ

русской женщины, одинокой, чужеродной чувс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: