1. Присуща ли, с точки зрения материалистической диалектики, историческая ограниченность всем научным теориям и философским учениям?
Да; нет.
2. Кто из древнегреческих философов в основу теории познания положил утверждение, что «знание – это понимание того, что душа когда-то узнана, а потом забыта»?
Демокрит; Зенон; Гераклит; Сократ; Платон; Аристотель.
3. Выделите специфическую черту материализма Фейербаха.
Вульгарный; диалектический; метафизический; стихийный; антропологический.
4. Кто из перечисленных философов является представителем субъективного идеализма?
Демокрит; Сократ; Платон; Локк; Декарт; Гегель.
5. Выделите философа, отрицавшего ортодоксальную религию и издавшего учение о религии, основанной на любви к ближнему.
Кант; Гегель; Фейербах; Маркс; Энгельс.
1. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.
синтез философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли.
славянофильская идеи соборности, учение о сущем: а) сущее как абсолютное начало безусловного единства (а не суммы частей) — Бог; б) сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему, в противном случае сущее обратилось бы в ничто. Бытие Соловьев называет также сущностью, обозначая сущее как единство в бытии. Концепция сущего как начала и как бытия получила название «положительного всеединства».
|
|
Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:
— онтологическом — как единство Бога, человека и космоса — «Все едино в Боге»;
— аксиологическом -- как единство Истины, Красоты и Добра;
— гносеологическом — как единство трех видов знания:
эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия).
— практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в том числе и общество.
Мир, началом выступает мировая Душа. связующее звено между творцом и творением. Ее основной признак — особая энергия, одухотворяющая все сущее. Но мировая Душа сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-Мудрости. Фундаментальность понятия Софии для философии Соловьева такова, что саму его философскую систему нередко называют софиологией.
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывайся в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением Богоче-ловечества, по Соловьеву, является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.
|
|
Тем самым мыслитель ставит более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественно-научным и философским эволюционизмом.
2. Проблема объективности знания. Истина объективная и субъективная. Конкретная истина.
В понимании Аристотеля, ставшего на позиции материализма, истина есть совпадение знания с предметом.
Кант первым в теории познания проводит линию агностицизма. В его понимании истина есть свойство субъекта. «Вещь в себе «принципиально не может объективным образом входить в нас», «не может быть познана».
Истина у Гегеля перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания,
Диалектический материализм состоит в следующем:
Истина есть адекватно верное отражение предмета, или, что то же самое: адекватное совпадение форм сознания с предметом, Истина есть единство объективного и субъективного:
Истина — соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности.. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний.
Познание - тождество и различие обыденных и научных истин. Их тождество состоит в том, что они объективны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превращаются друг в друга. Их различие заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседневной деятельности. Научная истина невозможна без обыденной. она содержит ее в себе. Абсолютная истина, т, е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.
Теории и знания людей носят относительный характер, они формируют истину в каких-то исторических конкретных теориях, высказываниях.
Относительная истина — такое знание, которое при всем своем ^объективном содержании не обладает завершенностью и в дальнейшем подвергается уточнению, развитию. Развитие познания — это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин.
Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.