Билет № 24. 1. Можно ли понятие «материя» заменит понятием «реальность»?

1. Можно ли понятие «материя» заменит понятием «реальность»?

Да; нет.

2. Отражение – это: Всеобщее свойство материи. Свойство неживой природы; свойство гегелевского сознания; свойство живой природы.

3. Является ли познание, с точки зрения неотомизма, познанием материальных вещей?

Да; нет.

4. Взаимосвязаны ли язык и мышление?

Да; нет.

5. За что критикует Фейербаха представители вульгарного материализма?

За субъективность сознания; за идеальность сознания; за материальность сознания; за догматизм сознания.

1. Роль скачка в процессе развития.

Скачок - всеобщая форма перехода одного качества в другое. В отличие от непрерывных количественных изменений качественные изменения всегда происходят в виде скачка.

Скачок — это обусловленный предшествующими количественными изменениями период качественных преобразований вещи, непосредственный процесс перехода одного качества в другое.

В истории философии весьма распространенной была метафизическая точка зрения, непрерывности изменения и развития и отрицавшая существование скачков. Ее разделяли философы как идеалистического (Лейбниц, Кант и др.), так и материалистического (Гельвеций, Дидро и др.) направлений. В четкой форме она была впервые сформулирована Лейбницем. «Ничто не происходит сразу,— писал он,— и одно из моих основных и достоверных положений — это то, что природа никогда не делает скачков. Я назвал это законом непрерывности...»

Данная точка зрения была подвергнута критике Гегелем. Всякое изменение, считает он, это не только уменьшение или увеличение, но по своему существу переход одного качества в другое. как скачок.

Из всего разнообразия видов скачков (классифицируемых по различным основаниям) обычно выделяют два основных: скачки, совершающиеся в форме взрыва, когда качество изменяющегося предмета преобразуется сразу, целиком, и скачки, протекающие путем постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества.

Но, рассматривая постепенные скачки, необходимо не упускать из виду два важных момента. Во-первых, мы имеем в виду не скорость протекания скачка, а его механизм (то есть не как быстро происходит переход в новое качество, а как он происходит), то, что качество преобразуется здесь не сразу, а по частям.

И, во-вторых, постепенность качественных изменений (постепенный скачок) следует отличать от количественной постепенности. Постепенные количественные изменения протекают непрерывно и плавно, в рамках существующего качества. «При всей постепенности,— подчеркивает Энгельс,— переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком, решающим поворотом».

2. Философия о сущности человеческого сознания.

Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Сознание и бытие — наиболее общие философские категории, трактовка которых зависит от решения основного вопроса философии. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в надчеловеческую, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в сознании первооснову всего сущего.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы — как совокупность представлений отдельного человека.

Принципиально по-другому к этому вопросу подошла марксистская философия.

1) сознание общественно по своей природе. является моментом того взаимодействия между предметом и человеком, которое существует в практической деятельности.

2) человек мыслит с помощью мозга.

3)сознание предметно, т. е. направлено на бытие.

4) сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).

5) вместе с тем сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, Сознание, есть совокупность психических функций человека.

6) сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение.

7) существуют различия между обыденным сознанием и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием,

8) функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через ее отображение способствовать преобразованию реального мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: