Особенности архитектуры русского барокко (б.12 в.2)

Существует несколько версий происхождения термина:

1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

В России процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния.

Ярким иностранным представителем, работавшим в России, был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). К его творениям относятся: Китайский дворец, построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны, Мраморный дворец в Петербурге, Дворец в Гатчине, ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова. А. Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко - пятиглавие куполов и высокой многоярусной колокольни. Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко было для предания величества и богатства, и подчеркивало престиж церкви, ее роль.

Ярким примером тому может служить один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы - Новодевичий монастырь.

Не сохранившиеся до наших дней, Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. История их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. В 1709 г., по случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне.

Московское барокко стало культурой, прежде всего аристократической. Типами зданий стали дворец и храм.

Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией находит убедительное выражение в сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью фасадов и пышных амфилад парадных помещений. В интерьерах - обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны. Все это создает иллюзию безграничности пространства.

Расцвет русского барокко связан с именами А.В. Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли), но прежде всего, - с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) - создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов, перестроенных им дворцов и павильонов в Царском Селе и Петергофе.

Русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искусства XVIII века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: