Тема родина в лирике Рубцова

Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это закономерность. Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не «литературными фактами», но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе и потому были свободными от какой либо литературщины.

Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость. Преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин в свое. То, что ощутить другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи: устремления мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловья...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они
Иных времен татары и монголы.

Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль «храни» перерастает здесь рамки личного и даже отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше ко всему живому на земле.

Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. Она просто поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.


Таким образом мы рассмотрели, как поэты разных эпох смотрели на тему родины, и как эта тема была отражена в их поэзии. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи в которой жил каждый из поэтов.

Лучшие книги XXI века, версия экспертов:
1. «Поправки» (The Corrections) — Джонатан Франзен;
2. «Известный мир» (The Known World) — Эдвард Джонс;
3. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) — Дэвид Митчелл;
4. «2666» — Роберто Боланьо;
5. «Пасторалия» (Pastoralia) — Джордж Сондерс;
6. «Дорога» (Road) — Кормак Маккарти;
7. «Аустерлиц» (Austerlitz) — В.Г. Зебальд;
8. «Пора уводить коней» (Out Stealing Horses) — Пер Петтерсон;
9. «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» (Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage) — Элис Мунро;
10. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) — Кадзуо Исигуро;
11. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) — Жуно Диас;
12. «Сумерки супергероев» (Twilight of the Superheroes) — Дебора Айзенберг;
13. «Смертные» (Mortals) — Норман Раш;
14. «Искупление» (Atonement) — Иэн Макьюэн;
15. «Чего только ни приключается» (Varieties of Disturbance) — Лидия Дэвис;
16. «Средний пол» (Middlesex) — Джеффри Евгенидес;
17. «Бастион одиночества» (The Fortress of Solitude) — Джонатан Летем;
18. «Все это очень странно» (Stranger Things Happen) — Келли Линк;
19. «Американский гений» (American Genius, A Comedy) — Линн Тилман;
20. «Гилеад» (Gilead) — Мерилин Робинсон.

Лучшие книги XXI века, версия читателей:
1. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) — Жуно Диас;
2. «2666» — Роберто Боланьо;
3. «Средний пол» (Middlesex) — Джеффри Евгенидес;
4. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) — Дэвид Митчелл;
5. «Дорога» (Road) — Кормак Маккарти;
6. «Искупление» (Atonement) — Иэн Макьюэн;
7. «Приключения Кавалера и Клея» (The Amazing Adventures of Kavalier & Clay) — Майкл Чабон;
8. «Поправки» (The Corrections) — Джонатан Франзен;
9. «Гилеад» (Gilead) — Мерилин Робинсон;
10. «Белые зубы» (White Teeth) — Зэди Смит;
11. «Кафка на пляже» (Kafka on the Shore) — Харуки Мураками;
12. «Бегущий за ветром» (The Kite Runner) – Халед Хоссейни;
13. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) — Кадзуо Исигуро;
14. «Аустерлиц» (Austerlitz) — В.Г. Зебальд;
15. «Падение империи» (Empire Falls) — Ричард Руссо;
16. «Беглец» (Runaway) — Элис Мунро;
17. «Мастер» (The Master) — Кольм Тойбин;
18. «Половина желтого солнца» (Half of a Yellow Sun) — Чимаманда Нгози Адиче;
19. «Непривычная Земля» (Unaccustomed Earth) — Джумпа Лахири;
20. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (Jonathan Strange & Mr. Norrell) — Сюзанна Кларк.

Лучшие книги XXI века, версия Telegraph:

  • «Гарри Поттер и дары смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows) - Джоан Роулинг;
  • «Мечты от моего отца» (Dreams from My Father) - Барак Обама;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) - Дэн Браун;
  • «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» (A Heartbreaking Work of Staggering Genius) - Дэйв Эггерс;
  • «Бог как иллюзия» (The God Delusion) - Ричард Докинз;
  • «Быть Джордан» (Being Jordan) - Кэти Прайс;
  • «Дикие сыщики» (The Savage Detectives) - Роберто Боланьо;
  • «Белые зубы» (White Teeth) - Зэди Смит;
  • «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
  • «Мужчины, которые ненавидят женщин» (The Girl with the Dragon Tattoo) - Стиг Ларссон


Лучшие книги XXI века, версия Times:

  • «Дорога» (The Road) - Кормак Маккарти;
  • «Персеполь» (Persepolis) - Марьян Сатрапи;
  • «Мечты от моего отца (Dreams from My Father) - Барак Обама;
  • «Шедевры классических рассказчиков мифов хайда» (Masterworks of the Classical Haida Mythtellers);
  • «Французская сюита» (Suite Française) - Ирен Немировски;
  • «Переломный момент/ Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» (The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference) - Малькольм Гладуэлл;
  • «Жизнь Пи» (Life of Pi) - Янн Мартел;
  • «Расплата: долг и темная сторона богатства» (Payback: Debt and the Shadow Side of Wealth) - Маргарет Этвуд;
  • «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) - Дэн Браун.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: