Предшествинники исторической школы Германии

О характерной особенности исторической школы Германии свидет то обстоятельство, что ее главные идеи были сфор­мулир теорет предшественниками данного направ­ления эк мысли – А. Мюллером и Ф. Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фрид­риха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:

-особая и значительная роль для эк науки истори­ческого метода;

-хар-ка пол эк не как универсальной, а нац науки;

-учет влияния на нац хозяйство природно-геогр, нац -историчес­ких и др неэконом предпосылок;

-признание общ интереса нации выше личного ин­тереса индивидуума.

Экономические воззрения А. Мюллера и Ф. Листа близки друг другу в тех аспектах, в которых оба они критикуют классиков за их абстракции и либерализм, ратуют за сохранение протекционизма в хоз пол-ке гос и явно преувеличивают роль исторического метода анализа в эконом науке. В то же время их взгляды существенно расходятся, когда речь идет об идеале общ устройства и роли экон науки в его до­стижении.

А. Мюллер склоняется к идеализации хозяйственных от­ношений времен средневековья, он убежден, что исключительно благодаря авторитету А.Смита на родине этого ученого – в островном гос-ве Англии смогли укорениться идеи ничем не ограниченной свободной торговли и конкуренции.

В свою очередь Ф. Лист принимает некоторые теорет положения классиков, особенно в час­ти поступательного развития общества и целесообразности уско­рения научно-техн прогресса. Однако подход классиков к эк науке, по его мнению, носит слишком узкий и поверхностный характер, поскольку они не учитывают важную роль гос-ва в нац экономике, а также влияние на хо­зяйство истор корней нации и ее культуры

Методологические особенности исторической школы Германии

1.учет влияния на экон развитие страны соц среды, в том числе «человеческого фактора»;(нац особ и традиции; своеобразие истор развития нации, ее менталитет; истор случайность; геогр условия страны; особенности нац культуры, психологии, религии и др.)

2. выявление взаимосвязи и взаимообусловленности эк и неэк факторов и категорий;

3.определение места и роли неклассовых критериев в иссле­д фаз и этапов развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: