Структура коммуникативной компетентности. Современные тенденции в развитии коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной
коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий
речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При
всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции,
наиболее общими компонентами являются:

• лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),

• дискурсивный (построение устных и письменных текстов),

• прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),

• стратегический (преодоление трудностей коммуникации),

• социокультурный (соответствие социокультурным нормам).

Все компоненты коммуникативной компетенции могут быть измерены с помощью
тестирования и объективно оценены (наименее разработанным пока еще остается
тестирование социокультурной компетенции учащихся).

В отличие от коммуникативной компетенции, коммуникативная компетентность
определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс,
обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает
не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные
составляющие. Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования
и не могут измеряться с помощью языковых тестов. Они обнаруживаются на более
высоком – личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему
межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также
потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной
деятельностью.

Конфликтная компетентность специалиста.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - рассматривается в разных науках. В философии конфликт - понятие, отражающее стадию развития категории "противоречие", когда существующие противоположности доходят до своей крайности (полярность, антагонизм). В обществоведении (истории, политологии, социологии, социальной психологии) - процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся объективными и субъективными причинами. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Конфликтная компетентность - одна из составляющих социально-психологической компетентности, сложное интегральное образование личности, которое характеризуется наличием знаний о конфликте, рефлексивной культуры, широкого спектра позиций, эмоциональной саморегуляции (Л. А. Петровская, 1996). Составляющие К. к.: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование у себя конструктивного отношения к конфликтам различного уровня; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; развитые способности к рефлексивному анализу; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия трудных ситуаций взаимодействия; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов. К. к. м. б. оценена с помощью опросника «Конфликтная компетентность», предложенного в 2000 г. А. Ю. Куликовым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: