Характеристика внешней среды организации

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Взаимодействие организации с внешней средой обеспечивает возможность существования, жизнедеятельность организации, внутренний потенциал на должном уровне, а также ее устойчивость, т.е. способность устранять возникающие отклонения и достигать поставленных целей после оказываемых на нее возмущающих воздействий.

Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружение (макросреда) и микро-окружение (микросреда).

Макросреда – это уровень внешней среды организации, состоящий из компонентов, которые, как правило, характеризуются глобальными масштабами и имеют слабое непосредственное (косвенное) влияние на нее, так как в большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации.

Макросреда включает следующие основные компоненты:

экономический компонент - показывает, как используются и распределяются ресурсы внутри этой среды (валовой национальный продукт, общий уровень экономического развития; добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений; корпоративные прибыли, уровень инфляции, производительность, процентная ставка и курс национальной валюты, уровень безработицы, платежный баланс, уровень налогообложения, доходы и расходы потребителя и т.д.);

социальный компонент (социокультурные факторы) - определяет характеристики общества, в котором существует организация (уровень грамотности, образования, обычаи, верования, ценности, образ жизни, возраст, социальные и этические нормы, социальные воззрения, язык, географическое расположение, демографическая структура и мобильность населения, активность потребителей и т.д.);

политико-правовой компонент - включает в себя те элементы, которые относятся к вопросам государства, законотворчества (конституционные основы, формы собственности, особенности законодательства, политическая стабильность, органы власти, существующий государственный строй, отношение государства к различным отраслям хозяйства, уровень лоббирования различных групп интересов, прогресс в принятии законов, правила и законы, по которым должно жить общество, политические организации, налоговые службы, международные связи и т.п.);

технологический компонент – включает в себя подходы к производству товаров и услуг, общее состояние производственного аппарата, наличие высоких технологий в производстве продукции, общий уровень автоматизации и компьютеризации производства в стране, состояние и развитие науки и др.

Изменения макросреды влияют на стратегические позиции организации, воздействуя на элементы микросреды.

Микросредой называется уровень внешней среды организации, состоящий из компонентов, которые оказывают непосредственное и незамедлительное влияние на менеджмент организации.

Основными компонентами микросреды являются:

компонент потребителя – отражает поведение и характеристики тех, кто покупает товары и услуги, предоставляемые организацией. Определение профиля своих потребителей позволяет выработать новые идеи по улучшению отношения потребителя к товарам и услугам организации;

компонент конкуренции состоит из тех организаций, с которыми приходится «вести бой» за получение ресурсов. Конкурентами, как правило являются те организации, которые реализуют схожую продукцию на одних и тех же рынках, одним и тем же потребителям. Знание своих конкурентов является ключевым фактором разработки эффективной стратегии и обеспечения конкурентоспособности организации;

компонент поставщика – включает в себя все переменные, относящиеся к тем, кто предоставляет ресурсы для организации. Отношения с поставщиками значительно отражаются на себестоимости, качестве продукции, сроках ее изготовления. Сколько продавцов выставляет на продажу конкретные ресурсы, качество материалов, предлагаемых продавцами, надежность поставок и кредитные условия продавцов – все эти вопросы важны для обеспечения эффективного и правильного управления организацией;

состояние отрасли, включающий такие показатели, как реальный и потенциальный размер отрасли, перспективы роста отрасли и стадии ее жизненного цикла, структура и масштабы конкуренции, структура отраслевых издержек, система сбыта продукции, ключевые факторы успеха и т.п.

Внешняя среда не может быть постоянной. Следовательно, важно и нужно уметь выделять среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо. Поэтому и действия организации также не могут быть статичными. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей.

По мнению специалистов, примерно до 1975 года внешняя среда организации была устойчивой, редко происходили какие-либо глобальные катаклизмы, и изменения в ней были незначительны.

Примерно с конца 70-х – начала 80-х гг. ситуация стала усложняться. Среди многих причин был и стремительный научно-технический прогресс, который повлиял на изменчивость внешней среды.

Повышенная неустойчивость и непредсказуемость являются признаками изменчивой внешней среды. Правила, согласно которым организации должны функционировать, быстро и непредсказуемо меняются. В таких условиях на первое место выходит способность организаций к повышенной приспособляемости и выживанию.

Изменчивая среда предъявляет свои требования организациям, которые вынуждены им подчиняться. Если руководители предприятий, какими бы сильными они ни были, не учтут изменения в окружающей среде и вовремя не изменят свою позицию, то через некоторое, довольно небольшое, время уже будет поздно что-либо предпринимать, и прежние позиции будут проиграны более успешным конкурентам.

Организация как элемент общественной системы имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Поэтому вполне справедливо поставить вопрос о внутренней среде организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: