Анализ прибыли и рентабельности деятельности строительного предприятия

Основным обобщающим показателем деятельности любого предприятия, в том числе и строительного является прибыль или убыток. Показатели прибыли (убытка) отражают:

1 объемы реализации продукции;

2 структуру продукции;

3 эффективность использования предприятием наличных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Стандартный анализ формирования прибыли предполагает выделение прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации (в т. ч. от продажи основных средств, ценных бумаг, имущественных прав и т.п.), внереализационных доходов (штрафы, пени, % по договорам займа, кредита, вклада, по ценным бумагам, положительные курсовые разницы).

Внереализационные доходы уменьшаются на сумму внереализационных расходов, включающих в себя проценты по ценным бумагам, оплату услуг банка, штрафов и санкций за нарушение долговых обязательств и т.д.

Факторный анализ финансовых результатов от реализации СМР.

Выделяют следующие факторы:

1. Объем СМР в натуральных единицах измерения.

2. Себестоимость СМР.

3. Уровень средневзвешенных цен.

Измерение влияния каждого фактора осуществляется методом цепных подстановок. Исходные данные для примера представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа результатов от реализации строительной продукции

Продукция Предыдущий год Отчетный год
Q0общ, кв.м Ц0,руб. за 1 кв. м С0, руб. на 1 кв.м Q1.общ, кв.м Ц1,руб. за 1 кв.м С1, руб. на 1 кв.м
Объем, кв. м 5 387,20 19,47 17,77 5 377,00 17,86 16,34

На основе данных этой таблицы рассчитывается влияние на прибыль каждого фактора по следующим формулам:

, (4)

где Qобщ – общий объем СМР, кв.м;

Ц – уровень средневзвешенных цен, руб.

, (5)

где ∆П – изменение прибыли;

П1 и П0 – валовая прибыль за отчетный и предыдущий год соответственно.

П0 = 5 387,20 х (19,47 – 17,77) = 9 158,24 тыс.руб.

П1 = 5 377,00 х (17,86 – 16,34) = 8 173,04 тыс.руб.

∆П = 985,20 тыс.руб.

1. Влияние фактора изменения объема СМР на валовую прибыль (∆ПQ).

Для выявления количественного влияния фактора изменения объема на валовую прибыль необходимо вычислить условный показатель валовой прибыли при общем объеме СМР за предыдущий год и уровне средневзвешенных цен и себестоимости СМР за отчетный год (ПQусл):

, (6)

где Qобщф – общий объем СМР за предыдущий год, кв.м;

Ц1 – уровень средневзвешенных цен за отчетный год, руб.;

С1 – себестоимость за отчетный год СМР.

ПQусл = 5 387,20 х (17,86 – 16,34) = 8 188,54 тыс.руб.

∆ПQ = ПQуслП1 = 8 188,54 – 8 173,04 = 15,50 тыс.руб.

Валовая прибыль изменится на 15,50 тыс.руб. за счет снижения объема СМР с 5 387,20 кв.м до 5 377,00 кв.м.

2. Влияние изменения фактора себестоимости СМР на валовую прибыль (∆ ПC).

Для выявления влияния фактора изменения объема на валовую прибыль необходимо вычислить условный показатель валовой прибыли при общем объеме СМР и уровне средневзвешенных цен за предыдущий год и себестоимости СМР за отчетный год (ПCусл):

, (7)

где Ц0 – уровень средневзвешенных цен за предыдущий год, руб.

ПCусл = 5 387,20 х (19,47 – 16,34) = 16 861,94 тыс.руб.

∆ПС = ПСуслПQусл = 16 861,94 – 8 188,54 = 8 673,40 тыс.руб.

Прибыль изменится на 8 673,40 тыс.руб. за счет снижения себестоимости СМР.

3. Влияние изменения фактора средневзвешенных цен на валовую прибыль (∆ Пц):

∆Пц = П0.ПСусл = 9 158,24 – 16 861,94 = –7 703,7 тыс.руб.

Валовая прибыль уменьшится на 7 703,7 тыс.руб. за счет снижения средневзвешенных цен.

4. Общая сумма влияния всех трех составляет:

∑∆ = ∆П = ∆ПQ +∆ ПC + ∆ Пц. (8)

∆П = 15,50 + 8 673,40 – 7 703,7 = 985,20 тыс.руб.

В большей степени валовая прибыль изменится следующим образом: за счет снижения себестоимости СМР валовая прибыль увеличится, а за счет снижения средневзвешенных цен – уменьшится. Влияние изменения объема СМР на валовую прибыль незначительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: