Культ личности: когда и почему он возникает?

В рабочем и коммунистическом движении культ личности является чужеродной идеологией и практикой, приводит к насаждению антидемократических методов в строительстве социализма, преувеличению роли насилия, к искусственному раздуванию роли руководителей, принижению роли партии и народных масс, что ведет к извращению идеалов социализма.
С возникновением гос-ва появился культ институтов государственной власти. Этот культ утверждался господствующими классами, которые навязывали массам почитание носителей власти, независимо от их личных качеств и степени реального участия в государственном управлении (например, в Тибете Далай-лама считался божественным правителем с младенчества). В дальнейшем наряду с культом государственных институтов возникает и собственно культ личности, связанный с персонификацией власти, с мистификацией влияния и роли отдельных выдающихся исторических личностей, с распространением ошибочного взгляда, будто данная конкретная личность обладает властью в силу гениальных, только ей присущих особенных и даже сверхъестественных качеств. Господствующий класс наделяет "сильную личность" чрезвычайными полномочиями, изображая ее действия как надклассовые.
В буржуазной идеалистической философии были созданы теории, оправдывающие культ личности. Так, Гегель изображал выдающихся исторических деятелей орудием всемирного духа, исполнителями его воли; реакционные романтики (Шеллинг, позже – Карлейль) развивали эти же идеи в теориях "культа гениев", "культа героев"; младогегельянцы (Б. Бауэр и др.) выдвинули теорию всемогущества "критических личностей".
Наиболее известны культы личности Сталина и Мао Цзедуна.
Культ личности становился лишь у великих народов и в переломные времена истории. Понимать и оценивать происходящие в стране перемены умели далеко не все, и партийная пропаганда взяла курс на создание ВЕРЫ, веры в ум и добрую волю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: