Онтология – историчеки первичный раздел (область) философского знания, исследующий проблему первоначала, котороя обозначена как основной вопрос философии.Этот вопрос уже с ранней античности приобретает двузначное объяснение, что, в свою очекредь, формирует 2 исторических направления – материализм и идеализм.
Материализм – философское учение, обосновывающее материальность первоначала. В истории философии были первоначалами: природа, ее стихии, пассивная материя (аристотеля), движущаяся природа, субстанция (у Декарта – протяженная), материя как категория обозначения всего сущего.
Материализм в своем развитии проходит 3 стадии:
- Наивный стихийный материализм античности, который создается на базе повседневного опыта человека и на основе эмпирического знания
- Метафизический или механический, преобладает и в научном, и в философском зании (16-19 в). Эта форма основывается на законах механики, на количественном объяснении сложных живых систем
- Диалектический материализм, формируется в сер 19 века по настоящее время. Эта форма материализма объясняет мир как единство количественно-качественных особенностей, как поступательность развития и прогресс, как саморазвитие системы. Диалектический материализм обосновывается на научной картине мира и на теоретической философии Гегеля.
|
|
Идеализм – философское учение, обосновывающее первичность идеального начала, такого как: душа человека, мировая душа, форма, согласно которой действует природа, человеческий мыслительный образ, идея, эйдос, разум, мировой разум, мировая воля, воля к жизни и др.
Основы идеализма:
3. Творческая способность человека к мышлению и его автономность
4. Теоретическая и историческая ценность идей, имеющих самостоятельное и независимое от человека существование.
В истории идеализма 2 формы:
Объективный – позиционирование идеального начала, Как всеобщего, абсолютно определяющего человеческое бытие (мировая душа Платона, Бог в средние века, абсолютная идея Гегеля).
Субъективный идеализм – философская позиция, признающая первичность единичного субъекта, ощущение, способность к мышлению, способность творческого воображения, создания новых идей. Служит для восприятия объективности.
Классическая дихотомия материализма и идеализма характерна для философии до середины 19 века. В современной философии это различие размыто, и материализм, и идеализм определяются как 2 начала единого мира, но с тенденцией субъективности
Хайдегер (20в): Бытие становится субъективностью. Субъект «освещает» бытие.