Научное знание в процессе своего развития вырабатывает иерархию идей, то есть структуру знания. Философия вырабатывает структурные части знания, которые соответствуют нескольким методологическим принципам
Принцип – метод, прием, правило, согласно которому объясняется научная идея\вопрос.
В философии такими принципами являются онтологический, гносеологический, методологический, исторический и предметный.Согласно каждому из принципов в философии сложились ее предметные части, отличающиеся содержательно и методологически.
Онтология – историчеки первичный раздел (область) философского знания, исследующий проблему первоначала, котороя обозначена как основной вопрос философии.Этот вопрос уже с ранней античности приобретает двузначное объяснение, что, в свою очекредь, формирует 2 исторических направления – материализм и идеализм.
Материализм – философское учение, обосновывающее материальность первоначала. В истории философии были первоначалами: природа, ее стихии, пассивная материя (аристотеля), движущаяся природа, субстанция (у Декарта – протяженная), материя как категория обозначения всего сущего.
|
|
Материализм в своем развитии проходит 3 стадии:
1. Наивный стихийный материализм античности, который создается на базе повседневного опыта человека и на основе эмпирического знания
2. Метафизический или механический, преобладает и в научном, и в философском зании (16-19 в). Эта форма основывается на законах механики, на количественном объяснении сложных живых систем
3. Диалектический материализм, формируется в сер 19 века по настоящее время. Эта форма материализма объясняет мир как единство количественно-качественных особенностей, как поступательность развития и прогресс, как саморазвитие системы.Диаллектический материализм обосновывается на научной картине мира и на теоретической философии Гегеля.
Идеализм – философское учение, обосновывающее первичность идеального начала, такого как: душа человека, мировая душа, форма, согласно которой действует природа, человеческий мыслительный образ, идея, эйдос, азум, мировой разум, мировая воля, воля к жизни и др.
Основы идеализма:
1. Творческая способность человека к мышлению и его автономность
2. Теоретическая и историческая ценность идей, имеющих самостоятельное и независимое от человека существование.
В истории идеализма 2 формы:
Объективный – позиционирование идеального начала, Как всеобщего, абсолютно определяющего человеческое бытие (мировая душа Платона, Бог в средние века, абсолютная идея Гегеля).
Субъективный идеализм – философская позиция, признающая первичность единичного субъекта, ощущение, способность к мышлению, способность творческого воображения, создания новых идей. Служит для восприятия объективности.
|
|
Классическая дихотомия материализма и идеализма характерна для философии до середины 19 века. В современной философии это различие размыто, и материализм, и идеализм определяются как 2 начала единого мира, но с тенденцией субъективности
Хайдегер (20в): Бытие становится субъективностью. Субъект «освещает» бытие.
Гносеологический подход
Гносис (знание) – те мысленные представления, которые наличествуют в нашем мышлении.
Эпистемология – система идей, организованных и оплодотворенных субъектиынм воображением.
В гносеологии различаются несколько исторических форм, объединенных в главных проблемах теории познания:
-познаваем ли мир? (история философии, как и история науки решает этот вопрос положительно, но рассматривает процесс познания как диалектический)
-что является исходным условием (первопричиной) познания: чувства или разум?
-что есть истина?
Основные направления гносеологии: сенсуализм, рационализм, интуитивизм
Сенсуализм – философское направление, обосновывающее первичную необходимость чувственного знания. Сфомировался в античности. Опирается на повседневный опыт людей, в ходе которого проверяется правильность чувственного знания.
Аргументы сенсуалистов:
1. Чувства открывают нам объективность мира вне нас
2. Чувства открывают субъекту единичность существующих начал, то есть мир вне человека живет в форме единичных исходных образований
3. Чувства открывают нам лицо каждой единичности, то есть многообразие.
Tabula rasa – «чистая доска», объекты отпечатываются на ней через чувства. Наше сознание – заполненная доска, на основе которой работает разум.
К сенсуализму относится ранняя греческая философия. Идеи были развиты Аристотелем, в Средние века – Уильям Оккам, далее идеи развивал Джон Локк. Илеалистический сенсуализм развивал Дж. Беркли. Современные феноменалисты и герминевтики. Принцип сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сенсуализм не отрицает роли разума.
Рационализм развивается на критике сенсуализма и преобладает в философском мышлении.
Аргументы рационализма:
-чувства обманывают нас и являются относительными, а разум открывает устойчивую неизменную ценность вещей
-чувства фиксируют только случайное, временное, а разум объясняет причины, основания, законы.
-чувства свидетельствуют о единичности, а разум открывает отношения и связи.
-чувства открывают только феноменологическое, внешнее, а разум – единство различных вещей, законы, отношения, связи, глубину, сущность, первоначало.
Поэтому кредо рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».
Интуитивизм (=иррационализм) рассматривает познание как единичный целостный акт, в котором чувтсва и разум синкретезированы и создают новое. Возникает спонтанное знание о скрытых началах. Интуиция - это озарение. Интуитивизм утверждает, что эта форма познания человека основана на рациональном знании.
В структуре философского знания особое место занимает методологическая сфера, которая сводится к 3 способам мирообъяснения:
• Метафизика
• Диалектика
Метафизика – это философский труд Аристотеля
- сверхфизическая, надприродная, умопостигаемая метафизика равна слову философия.
- метод исследования природы и человека, основанный на принципах механитизма.
Со времени Аристотеля – 16 - нач.19в широкое развитие
Метафизика полагает несколько идей:
1) Объяснение совершается в количественной форме и потому центральные понятия: величина, форма, протяженность. (Галилей)
2) Развитие рассматривается как повторение одних и тех же форм, как циклическое возобновление раз и навсегда исходной данности.
3) Метафизика (механитизм) источник развития всегда рассматр. как внешнее действие, силу, следовательно, первичный двигатель – Бог.
|
|
Диалектика развивалась в античности, но теория была создана Гегелем. Это теория и метод, рассматривающие мир как противоречивый в единстве бытия. Внутренние противоречия присущи всему, проходят стадию единства, различия, противоположное взаимодействие которых ведет к борьбе. Устранение пртиворечий ведет к новому витку развития. Развитие не нуждается ни в Боге, ни в толчках, так как оно есть следствие скрытых содержащихся противоречивых тенденций. Движение есть самодвижение в теории диалектики. Гегелем была создана теория общефилософских понятий, которые после вошли в философское знание. Как метод, соержит в теоретической форме законы развития, исследованные Гегелем: 1. Закон взаимодействия противоположностей, которое развивается по триаде тезис-антитезис-синтез. Закон объясняет причину развития, которое аккумулировано во внутренне противоречивости.2. Закон перехода количества в качество. Опытно уловить очень трудно (софисты). Объясняет механизм развития 3. Закон отрицания отрицания или снятия преодоления. Последующий этап снимает предыдущий, объясняя направление развития.
Диалектика как теоретическая наука о развитии понятий в современной философии и в современной научной традиции стала общенаучным методологическим средством теоретического знания.
В структуре философского знания сложился предметный принцип: различают:
Философию природы,
Общества
Искусства
Науки
Права
Техники
Культуры
Религии
Нравственности
Предметный принцип строго отражает исторический процесс прогресса философии
Исторические типы философствования:
-античная философия
-средневековая
-эпоха возрождения
-новое время
-современная
Согласно историческому принципу структурирования философии в ее истории выделяется несколько периодов, определяющихся:
|
|
-предметной областью философии
-концепциями (идеями бытия и человека)
-социально-историческими фактами существования (развития философии)