Для обеспечения обоснованного, целесообразного, справедливого привлечения нарушителей к адм, ответственности и наложения адм. взысканий большое значение имеет определение круга гос. органов(дол. лиц), полномочных рассматривать и решать дела об адм. правонарушениях. Применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каждый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции.
Основной принцип построения системы органов, осуществляющих административную юрисдикцию -территориально-отраслевой.
Статья КоАП определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела:
- Коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских исполнительных органах, к которым относятся административные комиссии и комиссии по защите прав несовершеннолетних;
- Районные (городские) народные суды (судьи);
- Органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (долж. лица);
Самостоятельную и самую многочисленную группу органов отраслевой административной юрисдикции составляют органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (долж. лица), уполномоченные рассматривать дела об административных.
|
|
К юрисдикционным относятся:
- органы внутренних дел (милиция, государственный пожарный надзор, медицинская служба);
- органы различных видов транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, пассажирского, автомобильного);
- органы, осуществляющие государственный надзор (ветеринарный, санитарный, горный и промышленный, ядерной радиоционной безопасности);
- органы налоговой службы;
- органы, осуществляющие гос. регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- городские военные комиссариаты.