Нарушение мотивационного компонента мышления

Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих действий. К нарушениям мотивационного компонента мышления относятся разноплановость и резонерство.

- Разноплановость мышления

Разноплановость мышления характеризуется отсутствием логических связей между

различными мыслями. Суждения больных о том или ином явлении протекают как бы в разных плоскостях. Они могут точно понять инструкцию, обобщить предложенные объекты на основании существенных свойств предметов. Однако не могут выполнять задания в нужном направлении. Выполняя задание «классификация предметов», больные могут объединять объекты то на основании свойств самих предметов, то на основании собственных установок и вкусов. Например:

Больной выделяет группу предметов «шкаф, стол, этажерка, уборщица, лопата», так как это «группа выметающих плохое из жизни», и добавляет, что «лопата – эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

Больной выделяет группу предметов «слон, лыжник», так как это «предметы для зрелищ. Людям свойственно желать хлеба и зрелищ, об этом знали древние римляне».

Больной выделяет группу предметов «цветок, кровать, кастрюля, уборщица, пила, вишня», потому что это «предметы, окрашенные в красный и синий цвета».

- Резонерство

Резонерство – это тенденция к непродуктивным многословным рассуждениям, склонность к так называемому «бесплодному мудрствованию». Суждения таких больных обусловлены не так нарушением интеллектуальной деятельности, как повышенной аффективностью. Они стремятся подвести любое явление (даже абсолютно незначительное) под какую-то концепцию. Аффективность проявляется в самой форме высказывания (больной говорит громко, с неуместным пафосом). Иногда одна интонация больного свидетельствует о том, что высказывание «резонерское».

  1. Мышление и речь. Соотношение мышления и речи в процессе развития. Взгляды Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

Выготский утверждал, что мышление - это прижизненное образование психики индивида, его становление в фило- и онтогенезе связано с развитием речи. За единицу анализа мышления и речи он взял внутреннюю сторону слова – значение - это обобщение, поскольку слово не относится к какому-то 1 предмету, а обозначает целый класс предметов (стол, стул и т.д.) Значение - это мысль и слово одновременно, и потому оно является единицей речевого мышления.

У человека язык выполняет две функции:

- Передача информации или общение (есть у животных). Этот вид речи включает двух или более участников и является орудием общения.

- Обобщение. Объединяет говорящего и слушающего в одном субъекте, тогда речь становится орудием мышления.

Первая форма реализуется внешней речью, вторая - внутренней. Внешняя речь - это подчиненная законам языка физическое выражение мысли, внутренняя речь – это смысловое семантическое оформление и формирование мысли (нельзя понимать простое говорение слов «про себя»). Ребенок сначала усваивает отдельные слова, затем идет связь нескольких слов, затем усваиваются отдельные фразы, сложные фразы, сложные предложения и происходит овладение связной развернутой речью. Внешняя речь развивается от слова к предложению, смысловая же сторона развивается от целого к части, от предложения к слову. Усвоение внешней речи опережает у ребёнка формирование внутренней речи. По Выготскому эгоцентрическая речь – форма мышления ребенка, процесс перехода от внешней речи к внутренней.

До Выготского существовала теория эгоцентрической речи, разработанная Ж.Пиаже. Согласно ему, эгоцентрическая речь представляет собой прямое выражение эгоцентризма ребенка. Из такого понимания Пиаже выводит свои взгляды на структуру, функции этого вида речи. Ребёнок не приспосабливается к речи взрослого, она не понятна для других лиц, функция ее состоит в простом сопровождении занятия ребенка, она ничего не меняет в самом занятии. Она не играет никакой роли в поведении и мышлении ребенка, с развитием ребенка она постепенно отмирает. Чрез эгоцентрическую речь человек переходит от аутизма к социализации.

По Выготскому же эгоцентрическая речь представляет собой феномен перехода от интерпсихических (внешних) к интропсихическим функциям. Этот переход является общим законом развития всех психических функций. Эгоцентрическая речь для ребёнка это самостоятельная функция. Она служит в целях умственной ориентировки, осознании трудностей и препятствий. Эта речь для себя. Она не угасает как у Пиаже, а развивается и переходит во внутреннюю речь.

  1. Патологии мышления.

Б. В. Зейгарник предложила патопсихологическую классификацию нарушений мышления:

- нарушение операционной стороны мышления;

- нарушение динамики мышления;

- нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.

Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений. Например, нарушение процесса обобщения в одних случаях сочетается с нарушением целенаправленности мышления, в других - с различными подвидами нарушений его динамики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: