13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9–12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из–за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13–16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком–либо более сильном.
9–12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13–16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Приложение 9
Личностный тест Дж.Баретта
Инструкция: Оцените степень соответствия каждого утверждения Вашим личностным особенностям от 1 (данное утверждение по отношению к Вам абсолютно неверно) до 10 (утверждение характеризует Вас абсолютно точно). Обведите в каждой строчке соответствующий балл.
| 1. Я предпочитаю работать в одиночестве | И | |
| 2. Я стараюсь знакомиться как можно с большим числом людей | У | |
| 3. Я всегда старюсь убедиться в точности полученной информации | Ф | |
| 4. Часто я говорю или делаю что-то, не подумав как следует | Сп | |
| 5. Мне трудно отвлечься от проблем | В | |
| 6. Я заранее готовлюсь к возможным трудностям | Осм | |
| 7. Если я хочу высказаться, никто меня не остановит | У | |
| 8. Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал на себя роль лидера | П | |
| 9. Мне не нравится делать нечто, слишком отличающееся от того, что делают мои друзья | О | |
| 10. Меня волнуют чувства других людей | В | |
| 11. Я стараюсь, чтобы то, что я делаю, было сделано как можно лучше | Осм | |
| 12. Я хорошо понимаю проблемы других людей | В | |
| 13. Я стараюсь по мере возможности избегать обсуждения чувств | Ф | |
| 14. Я стараюсь не реагировать поспешно | Осм | |
| 15. Я лучше справляюсь с делами в одиночку | О | |
| 16. Я не очень люблю бывать в обществе | П | |
| 17. В свободное время я предпочитаю развлекаться | Сп | |
| 18. Я стараюсь не обращать внимания на чувства других людей | Ф | |
| 19. Мне легко наскучить | Сп | |
| 20. Я менее впечатлителен, чем окружающие | Ф | |
| 21. Меня трудно переубедить | Ф | |
| 22. Мне интересно все время делать что-то новое | Сп | |
| 23. Больше всего мне нравится развлекать своих друзей | О | |
| 24. Я всегда стараюсь сдерживать раздражение | П | |
| 25. Я всегда открыто высказываю свое мнение | У | |
| 26. Мне бывает трудно заснуть из-за того, что я прокручиваю в голове прошедшие события | В | |
| 27. Я не ищу себе компании | И | |
| 28. Я спокойный человек | Осм | |
| 29. Я легко принимаю самостоятельные решения | И | |
| 30. Я не люблю переубеждать кого-то | П | |
| 31. Мне нетрудно упорно заниматься одним делом | Осм | |
| 32. Я могу быстро изменить свое мнение | Сп | |
| 33. В обществе я часто становлюсь центром внимания | У | |
| 34. Не вижу ничего дурного в том, чтобы делиться секретами с друзьями | О | |
| 35. Меня считают проницательным | В | |
| 36. Обычно я соглашаюсь, если собеседник горячо убеждает в чем-то | П | |
| 37. Я обычно побеждаю в спорах | У | |
| 38. Для меня особенно важно иметь друзей | И | |
| 39. Мне не нравится, когда кто-то «вторгается» на мою территорию | И | |
| 40. Я всегда рад, когда мне звонят по телефону | О |
И – индивидуализм О – общительность
У – уверенность П – пассивность
В – ориентация на воображение Ф – ориентация на факты
Сп – спонтанность Осм – осмотрительность
Таблица личностных типов
| ЗАДАЧА | Ориентация на факты | Ориентация на факты | Ориентация на воображение | Ориентация на воображение | ЛИЧНОСТЬ |
| Общительность | 1. Управляющий | 2. Авантюрист | 3. Преподаватель | 4. Борец | Уверенность |
| Общительность | 5. Завершитель | 6. Компаньон | 7. Доверенное лицо | 8. Коллега | Пассивность |
| Индивидуализм | 9. Организатор | 10. Советчик | 11. Дизайнер | 12. Идеалист | Уверенность |
| Индивидуализм | 13. Исследо-ватель | 14. Исполнитель | 15. Специалист | 16. Мечтатель | Пассивность |
| ЛИЧНОСТЬ | Осмотри-тельность | Спонтанность | Осмотри-тельность | Спонтанность | ЗАДАЧА |
1. Управляющий
Профессии: офицер вооруженных сил, менеджер банка, главный менеджер, менеджер отеля, менеджер производства, менеджер отдела розничной торговли, менеджер по перевозкам.
2. Авантюрист
Профессии: рекламный агент, аукционист, секретарь в клубе, агент по недвижимости, руководитель отдела связей с общественностью, политик, спортивный тренер или менеджер, главный администратор, организатор фондов.
3. Преподаватель
Профессии: врач, психолог, глава органов соцобеспечения, директор школы, социальный работник, специалист по работе с молодежью.
4. Борец
Профессии: правозащитник, курьер, косметолог, демонстратор, журналист, специалист по связям с общественностью, преподаватель актерского мастерства, представитель общественной организации.
5. Завершитель
Профессии: член бригады скорой помощи, военный, кассир, медсестра, полицейский, тюремщик, пожарный, охранник.
6. Компаньон
Профессии: стюардесса, бармен, ассистент стоматолога, парикмахер, устроитель игр, учитель младших классов, секретарь, преподаватель физкультуры, лидер команды.
7. Доверенное лицо
Профессии: санитар, воспитатель приюта, медсестра в психиатрической лечебнице, воспитатель детского сада, преподаватель, занимающийся с неуспевающими, социальный работник, терапевт.
8. Коллега
Профессии: юрисконсульт, маркетолог, медсестра в детском саду, регистратор, продавец в сфере розничной торговли, рабочий сцены, официант.
9. Организатор
Профессии: адвокат, инспектор полиции, поверенный адвокат, специалист по анализу производственных операций, таможенный инспектор, налоговый инспектор.
10. Советчик
Профессии: импортер/экспортер, закупщик, антрепренер, брокер, директор продаж, продавец, биржевик, администратор гастролирующей труппы, менеджер клуба.
11. Дизайнер
Профессии: аналитик, архитектор, бизнес-консультант, инспектор, журналист, библиотекарь, социолог, исследователь в сфере медицины.
12. Идеалист
Профессии: архитектор, художник, писатель, шеф-повар, танцор, дизайнер интерьера, музыкант, скульптор.
13. Исследователь
Профессии: специалист по бухгалтерскому учету, архивариус, аудитор, водитель, инженер, страховщик, исследователь операций.
14. Исполнитель
Профессии: специалист по бухгалтерскому учету, гид, повар, диетолог, переводчик, компьютерный техник, средний медицинский персонал, офицер дорожного патруля.
15. Специалист
Профессии: лесовод, хранитель музея, библиотеки, рабочий фермы, строитель, садовник, историк, доставщик заказов, гончар, пастух, кровельщик, шорник, оружейник, чертежник-проектировщик.
16. Мечтатель
Профессии: бармен, танцовщик, диск-жокей, эстрадный артист, модель, грузчик, рабочий производства, продавец, официант.
Приложение 10
ШКАЛА ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то поставьте знак «+» в графе "да", если же оно неверно, то поставьте знак «+» в графе "нет".
Бланк тестируемого ___________________
| Суждения | Да | Нет |
| 1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. | ||
| 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. | ||
| 3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. | ||
| 4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой. | ||
| 5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии. | ||
| 6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах. | ||
| 7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. | ||
| 8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был. | ||
| 9. Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться. | ||
| 10. Случалось, я пользовался оплошностью человека. | ||
| 11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же. | ||
| 12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему. | ||
| 13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. | ||
| 14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему. | ||
| 15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. | ||
| 16. Были случаи, когда я завидовал удаче других. | ||
| 17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой. | ||
| 18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам. | ||
| 19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. |
Приложение 11
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ (Орлов Ю.М.)
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то поставьте знак «+» в графе "да", если же оно неверно, то поставьте знак «+» в графе "нет".
Бланк тестируемого__________________
| Суждения | Да | Нет |
| 1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета. | ||
| 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. | ||
| 3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. | ||
| 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. | ||
| 5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. | ||
| 6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. | ||
| 7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. | ||
| 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. | ||
| 9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. | ||
| 10. Мои близкие считают меня ленивым. | ||
| 11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам. | ||
| 12. Терпения во мне больше, чем способностей. | ||
| 13. Мои родители слишком строго контролировали меня. | ||
| 14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. | ||
| 15. Думаю, что я уверенный в себе человек. | ||
| 16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. | ||
| 17. Я усердный человек. | ||
| 18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. | ||
| 19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях. | ||
| 20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. | ||
| 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. | ||
| 22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. | ||
| 23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел. |
Приложение 12
Изучение мотивов учебной деятельности студентов
(А.А.Реан, В.А.Якунин)
Инструкция: Перед вами список причин, которые побуждают людей учиться. Выберите из этого списка пять причин, наиболее значимых для вас.






